06.07.2011
|
Сразу после возвращения из похода я ехала по городу на общественном автобусе, и у дверей стояла бабушка – совсем не старая женщина в простом коричневом плащике, которые носили лет 25 назад, черных простых туфлях и цветастом платке на голове, из под которого торчали седые пряди. И первое, что мне подумалось: одень эту бабушку посовременней и выглядеть будет лет на 15 моложе и привлекательней. А второе, что мне подумалось: окажись я в этом автобусе как иностранец, кто бы из всего автобуса был мне интересен как житель этой страны? Кого бы мне захотелось запечатлеть, сфотографировать и поговорить – только эту бабушку. Потому что она сохранила в себе черты русского и народного. А как только мы одеваемся в одинаковую одежду, делаем одинаковые прически, мы теряем что-то большее чем нашу старомодность – мы теряем то, что отличает нас от других народов. В этом походе мы отправились туда, где ещё живо народное, непридуманное естество. Где, несмотря на надвигающуюся цивилизацию, люди сохранили свою самобытность, традиционный уклад и порядки. И туда, где жаркие и влажные тропики снова готовы были испытать нас на прочность. |
Дата начала похода |
24.03.2011 |
Дата окончания похода |
20.04.2011 |
Протяжённость маршрута, км |
1300 |
Страны |
Лаос, Вьетнам |
Точки маршрута |
Новосибирск, Бангкок, Nong Khai, Vientianе, Vang Vieng, Kasi, Kiu Kachan, Luang Prabang, Pak Mong, Nong Khaiaw, Muang Khua, Muang Mai, Dien Bien, Muong Lay, Sinh Ho, Tam Duong, Sapa, Than Uyen, Tu Le, Nghia Lo, Ханой, Хошимин |
Участники |
Светлана Глушкова, Алексей Домашец, Дмитрий Григоренко, Роман Зайковский, Анна Баева, Елена Акелькина, Андрей Вагин |
День | Путь | Расст. | Время | Набор |
0 | Вечерний переезд в Новосибирск | | | |
1 | Перелёт Новосибирск – Бангкок. Автобус Бангкок – NongKhai. | | | |
2 | NongKhai - Vientianе | 35.6 | 2:22 | |
3 | Vientiane - … | 97 | 5:36 | 370 |
4 | … - Vang Vieng | 79.5 | 5:13 | 556 |
5 | Vang Vieng - Kasi | 67 | 4:51 | 600 |
6 | Kasi - 15км не доезжая KiuKachan | 83.6 | 7:30 | 1941 |
7 | KiuKachan– деревня слонов у LuangPrabang | 92.1 | 6:25 | 1340 |
8 | Деревня слонов - LuangPrabang. Днёвка | 13.6 | 1:04 | 196 |
9 | Luang Prabang - Pak Mong | 103.8 | 6:03 | 891 |
10 | Pak Mong - Nong Khaiaw. Лодка до MuangKhua (91 км) | 45.3 | 2:35 | 334 |
11 | Полуднёвка. Радиальный выезд на хребет. | 24 | 2:30 | 1030 |
12 | Muang Khua - Muang Mai | 40.5 | 3:22 | 818 |
13 | Днёвка. | | | |
14 | Muang Mai– прохождение границы - DienBien | 70 | 5:03 | 985 |
15 | Dien Bien Phu– Muong Lay | 107.7 | 7:00 | 1445 |
16 | Muong Lay– SinhHo | 72.1 | 6:50 | 1772 |
17 | SinhHo – Tam Duong | 93 | 7:00 | 1728 |
18 | Tam Duong – Sapa | 47.1 | 4:27 | 1363 |
19 | Днёвка. | | | |
20 | Sapa - Than Uyen | 103 | 6:05 | 1234 |
21 | Than Uyen - Tu Le | 90 | 6:12 | 1632 |
22 | Tu Le - Nghia Lo | 51 | 3:04 | 652 |
23 | Переезд в Ханой | | | |
24,25,26 | Отдых в бухте Халонг | | | |
27,28 | Перелёт Ханой-Хошимин, Хошимин-Новосибирск. | | | |
| | ~1300км | | 18887м |
Предисловие.
Начать этот отчёт я хочу вот с какой истории.
Сразу после возвращения из похода я ехала по городу на общественном автобусе, и у дверей стояла бабушка – совсем не старая женщина в простом коричневом плащике, которые носили лет 25 назад, черных простых туфлях и цветастом платке на голове, из под которого торчали седые пряди. И первое, что мне подумалось: одень эту бабушку посовременней и выглядеть будет лет на 15 моложе и привлекательней. А второе, что мне подумалось: окажись я в этом автобусе как иностранец, кто бы из всего автобуса был мне интересен как житель этой страны? Кого бы мне захотелось запечатлеть, сфотографировать и поговорить – только эту бабушку. Потому что она сохранила в себе черты русского и народного. А как только мы одеваемся в одинаковую одежду, делаем одинаковые прически, мы теряем что-то большее чем нашу старомодность – мы теряем то, что отличает нас от других народов.
В этом походе мы отправились туда, где ещё живо народное, непридуманное естество. Где, несмотря на надвигающуюся цивилизацию, люди сохранили свою самобытность, традиционный уклад и порядки. И туда, где жаркие и влажные тропики снова готовы были испытать нас на прочность.
Начало пути.
В этом году нас провожало очень много народа, настолько много, что среди нас не так просто было понять, так кто же едет в поход. В 21:05 мы выехали из Барнаула в Новосибирск. Перелет до Бангкока прошел без приключений. В аэропорту мы поменяли немного денег, доехали на бесплатном автобусе до Bus Terminal, рядом с аэропортом, и взяли билеты до границы с Лаосом на вечерний автобус, оставив наши велики у тетеньки внутри кассы.
Ребята до вечера поехали гулять по Бангкоку, а я, Дима и Алексей остались на автовокзале, поспав, прогулявшись по окрестностям и покушав.
В 20:00 приехал наш автобус, загрузил велики и … уехал :), оставив нас на улице. Вернулся через 15 минут, за которые мы успели уже заволноваться. И примерно в 21:00 выехал в сторону NongKhai, к Лаосской границе.
В
NongKhaiмы приехали около 6:30 утра, и прямо у остановки принялись собирать велосипеды, а затем отправились в сторону центра города, чтоб по дороге посетить самый большой в городе буддийский храм и «Будда-парк» на Тайской стороне. И то и другое очень понравилось. По парку гуляли около 40 минут. Не смотря на то, что все статуи божеств построены в середине прошлого века – смотрятся очень впечатляюще!
По пути обратно мы обедаем лапшой со всякими вкусностями (включая щупальцы неизвестных животных). Как сказала недавно Лена: дальше по мере продвижения по маршруту каждый раз по одному ингредиенту из лапши убавлялось :). После обеда мы отправляемся к границе.
Границу прошли довольно легко и не напряженно, и с тайской и с лаосской стороны. На лаоской границе нам поставили штамп на 15 дней до 8 апреля. Виза не требуется. Деньги обменяли на границе.
Ещё с десяток километров по пыльной дороге – и мы во Вьентьяне, столице Лаоса. В городе заселились в небольшой отельчик в два номера, помылись, покушали, и пошли гулять по городу.
Так как сегодня нас напугали смс-ками из дома о том, что в новостях слышали о сильном землетрясении на границе Тайланда и Лаоса – то пришлось звонить домой, чтоб успокоить, что нас не трясло.
С едой во Вьентьяне всё хорошо – жаренный с мясом рис, фруктовые миксы, хороший кофе, багеты, в общем всё вкусно и привычно нашим желудкам.
Карстовые пейзажи округа VangVieng
От Вьентьяна наш путь лежал на север, по основной трассе этой страны, ведущей в Китай. Но так как население Лаоса очень и очень небольшое. То трафик реально докучал только в первый «прогонный» день, а далее постепенно машин становилось всё меньше и меньше, а и дорога всё более живописной – больше Лаосского антуража (пальмы, бамбуки, буйволы, мелкие деревушки).
По мере отдаления от Тайланда, рельеф становился очень гористым, через постоянные перевальчики, которые становились всё выше и выше. Узкая асфальтовая дорога лентой вьется среди джунглей, прыгая с горки на горку, по краям плетеные из бамбука домики, кучки детишек с криками «сабайдиии».
Перед городом Ванг-Вьенг нас застал первый серьёзный и затяжной дождь, что было неожиданно для сухого сезона. Дождь лил всё утро и обед, и проехав дамбу главного Лаосского водохранилища, мы сотановились пережидать пик дождя на рыбном базарчике, зодно поев и местной рыбки. Вкусно, но костляво.
Дождь заканчивается и мы спускаемся в широкую долину, которая заканчивается городом ВанВьенг. Город довольно туристический, и ночевать нам там не хочется, поэтому ещё за 20 километров до города я увожу заранее найденной второстепенной кольцевой грунтовой дорожкой, которая позже выйдет в город с обратной стороны, а пока она пересекает реку по мосту и идёт очень живописными долинками с прекрасными видами на карстовые горы причудливой формы. Кое-где дорожка довольно мило переходит просто в мотоциклетную колею по джунглям с парой бродиков через речку и жутко злыми муравьями, которые искусывают ноги.
Вот такие дорожки – дарят настоящее счастье от знакомства с джунглями Лаоса и мелкими деревушками в глубинге.
Из джунглей мы выбираемся на грунтовку, ведущую на так называемую «Голубую лагуну» (каменный залив на реке) и пещеру – съездили и туда, прогулялись в пещеру. Толпы иностранцев нас слегка напрягли и мы довольно быстро оттуда уехали. Но пещера и тропа до неё – очень симпатичные, особенно когда смотришь снизу и видишь вертикальный склон, кажущийся недоступным, и заканчивающийся глубоким гротом.
По пути нашли речку и прекрасное место недалеко от берега за «огородами». Пожалуй, это самые живописные огороды на свете, у которых мне приходилось ночевать в палатках.
Правда вечером уже в темноте приходили местные и просили нас уехать. Но мы смогли убедить их, что мы хорошие.
Из неприятностей – сегодня трижды прокололась Лена. Вина – маленькая проволочка, хотя Лена считает, что нужно срочно чистить карму :).
Округ Kasi.
Утро в ВангВьенге вновь началось с дождя и тумана (в сухой сезон), который подкрасил наши и без того красивые карстовые холмы и огороды. Пока мы выехали, дождь прошел просто проливной, а мы как раз сели завтракать лапшой с помидорами и луком. И дождик подстих. Выезд из Ванг-Вьенга был очень красивый день. Машин очень мало. Виды затейливых гор, поросших густыми лесами и пальмами, сопровождали нас всю дорогу.
Мы преодолели затяжной перевал, по дороге на который вдоль дороги встречаются много выжженных и выжигаемых полей (только так тут можно отбивать у джунглей землю под сельхоз.угодья и пастбища) и спустились в округ Каси. Отсюда начались совсем дикие деревни с плетеными домами-скворечниками, босыми детишками. В деревнях ни магазинчиков, ни харчевен, а мы – голодные как волки.
Только перед самим городком нашлась придорожная харчевня, где очень вкусно поели и через 9км въехали в город Каси - маленький городок с высокими ценами.
Мы заселились в дешевый гест, накупили фруктов и устроили праздник живота на веранде заднего дворика гестхауса, хозяин которого хорошо разговаривал по-французски, но мы ему в этом увы подсобить не могли, зато подсобили огромным ведром пищевых отходов для его курочек.
Ещё сегодня с утра сильно отекли глаза и лицо у Ани, предположительно от реакции на речную воду, которой она умылась, в Каси на вьезде был госпиталь, который мы приметили. Аня сходила туда, где была осмотрена, ей выписали капли и таблетки, которые в следующий два дня полностью сняли отек.
Самый трудный день.
Непридуманная жизнь, ненарисованная картина – таким сегодня раскрылся нам Лаос.
Сегодня у нас один из самых трудных дней за поход. С самого утра мы едем плавно только первые 10км (за это время я чуть не сбиваю корову – такой тут на дорогах трафик), а затем ползем вверх на перевал 1400м. Дорога очень красивая, вокруг поражающие воображение виды карстовых гор, петляющая лента дороги среди джунглей, пальм и бананов, очень маленький трафик.
Около 10 утра мы завтракаем в придорожной столовой и отправляемся дальше вверх, каждый в своем темпе. Замыкающий сегодня, как и вчера, - Алексей.
Около 12:00 начинается дождь (ну и что же это за сухой сезон??) и сильный встречный ветер, становится холодно! и едется тяжело. Но наша вершина 1400м – это ещё не всё, дорога и скачет и скачет по верхам.
Мы с Ромой тормозим в городке на развилке, чтобы дождаться всех. Скоро приезжает Андрей. Пока ждём – обедаем лапшой. Потихоньку подтягиваются и остальные, причём на удивление бодренькие! (я даже не ожидала увидеть ребят столь бодрыми после перевала) – ну и хорошо. И мы выдвигаемся дальше.
Впереди нас должен ждать спуск и ещё один перевал 1400м, но не всё оказалось так просто. Ещё больше 2 часов дорога скакала по верхам хребта то в горку, то с горки против мучительного ветра под проливным дождём. И когда мы с Ромой подъехали к подъёму на перевал, за которым был наш город ночевки, то ходовое время на наших велокомпах было уже 6:30, а время на часах 16:00. Нам минимум 2 часа до верха, а в 18:00 стемнеет, а значит и у нас, и тем более у остальных, все шансы хапнуть ночь, спуск в темноте и невнятный поиск друг друга.
А значит нужно искать, где ночевать тут. Вот только вариантов-то нет.
В деревнях, которые мы проезжали, стоять нереально – это же плетеные скворечники, а не дома: один край дома стоит на дороге, а другой висит в воздухе на деревянных сваях над обрывом, какие уж тут могут быть места для палаток. Да и в такие скворечники проситься всемером нельзя – там своих хватает. Мест под палатки соотвественно тоже ни в деревнях, ни за ними – нет.
Высматриваю вокруг, что же делать. А ливень не то что не прекращается, а только усиливается.
В одной деревеньке останавливаемся у единственно возможного дома – двухэтажный с надписью ЛаоТелеком. На нижнем этаже лавочка и пустой этаж с кафельным полом и телевизором. А на верхнем этаже живут сами владельцы – жена, муж и сынишка.
Просимся к ним, спрашивая, можно ли нам «вон там» переночевать. Сначала не соглашаются, но стена дождя делает свое дело и первое «да» получено. Затем уточняем что нас таких семеро! :) и остальные 5 просто ещё не приехали :). Пару минут сомнений хозяев в том, что мы и правда просимся ночевать всемером к ним на полу, наши «показательные выступления» что у нас с собой коврики, что мы скупим у них пол лавочки, потому что голодные - и получено и второе «да». Отлично! Крыша над головами есть.
Мы заводим велики в отдельный сарай, а рюкзаки заносим внутрь домика.
Я для начала договариваюсь с хозяином по оплате, ибо семь человек – это уже почти наглость :). Дяденька берет с нас очень мало. Хозяйка показывает отдельную подсобку с углями, где можно готовить, и ведро риса, который можно кушать.
Мы переодеваемся во всё, что есть сухое и теплое. Этого немного и потому подмерзаем, особенно на кафельном полу. Согреться толком негде, печек тут в принципе нет.
В это время идёт телевизор и показывают сильнейшие наводнения в Таиланде на островах. Так вот куда стекают наши дожди! Местные сказали нам, что этот холод и дожди – это серьёзная аномалия для этого времени года.
Постепенно подъезжают и наши – радостные, что мы нашли ночлег, да ещё и не простой. Когда подъезжает Алексей, они с Димой уходят в деревню за яицами, и мы делаем из ведра риса – рис жареный с яицами, в итоге неплохо наедаемся, но от ведра риса хозяев ничего не остается :)
Вечером в дом приходит полдеревни смотреть телевизор. Ну как вы понимаете, смотрят они большей частью не телевизор, а нас :). А затем приходила милиция с анкетами для заполнения, они меня с ними просто замучили, так как в анкетах не было латинских подписей и мы сравнивали «лаосские червячки» с миграционкой, чтобы понять что писать. Сами милиционеры держали эти анкеты чуть ли не вверх ногами. Было видно, что они делают это впервые в жизни. И вот уже анкеты заполнены…но оказалось что забыли в анкетах отметить пол. И мы ещё 10 минут выясняли кто из нас мальчик кто девочка J. Наконец «блюстители» ушли, оставив нас в покое.
Кстати, особенно поразил в этом домике «спуск» к туалету. Нужно было спуститься по приставной лестнице (как в погребах) штук 5-6 ступенек, а там вас ждал скользкий наклонный проход по грязи к будке, и главное – семейка поросят с мамой-кабанихой, которая норовила с вами поздороваться, как только вы спускались вниз, и приветливо хрюкала. И вот она – долгожданная деревянная конура туалета и внутри…фарфоровый унитаз! Воистину – страна контрастов :).
За этот день мы проехали 83км с набором высоты 1940метров. На это нам понадобилось от 7:15 до 8:30 часов чистого педаляжа.
Сердце Лаоса – город LuangPrabang.
Всю ночь лил просто жуткий ливень. Только к утру он прекратился и стало ещё холоднее, но начало прояснивать. Этот день стал нам наградой за вчерашний труд. Мы набрали ещё 400метров вчерашнего перевала, за которым последовало 22км спуска. На подъёме был очень густой туман, который подарил потрясающие виды.
Сегодня нашей целью является город ЛунгПрабанг. Но не он сам, мы хотим найти деревню слоников. К слову, именно слон является символом Лаоса.
И потому перед городом мы снова отправляемся в объезд. Не доезжая до города около 20км мы сворачиваем направо по узкой уютной грунтовочке, которая уводит нас вверх параллельно реке, на которой находится место проживания слонов.
До реки ведут перевальчики через небольшой хребет. Сначала мы проехали одним своротком, но вышли к крупной турбазе, где нам сказали… (слонов мы им показывали сами понимаете как :) – уши, хобот ) что нам нужно ниже по реке на 800метров, но прямой дороги нет. Мы вернулись через перевальчик обратно на грунтовочку и уехали на второй свороток, где вполне успешно нашли указатель на кемпинг. К этому моменту я уже серьёзно сомневалась, надо ли нам туда, но Рома убедил, что надо попытаться.
«Кемперов» правда в этом кемпинге отродясь не видели, и слава богу. В основном сюда привозят на экскурсии иностранцев из Луанпрабанга. Но это по утрам, а сейчас вечер. Слоны живут на другой стороне реки и каждое утро они переходят реку сюда, в кемпинг.
Мы договорились с управляющим заночевать тут в палатках на берегу, и это пожалуй была вторая самая красивая ночевка похода!
Мы покупались в речке, сварили макароны с рыбой, и встретили шикарный закат на берегу.
А утром сняли шикарные моменты купания слоников и перехода через реку. Сначала слон присаживается в воде, а затем и полностью скрывается, оставляя над водой только седока-погонщика в сланцах – так он купается.
А вот завоза иностранцев ждать не стали, дабы не портить впечатления от прекрасного.
Через перевальчик мы выехали в сторону ЛуанПрабанга, по дороге осмотрев маленький храмик. Дорога уютная и красивая, по правую сторону есть выходы к реке для диких ночевок.
Заехав в ЛуанПрабанг, мы заселились в дешевый уютный гест недалеко от старого моста и провели в этом городе весь день гуляя и отдыхая. Андрей съездил на велосипеде до водопада Кунг Си – 30км в одну сторону. Больше никто на такой подвиг по 40-градусной жаре не отважился.
Дети реки.
От ЛуангПрабанга, по дороге, заросшей деревьями и пальмами и утопающей в зелени мы едем вдоль реки Nam Ou. Очень симпатичная, в основном спокойная, лишь в одном месте видели шиверы. Жара беспощадная, и после обеда Дима нашёл шикарное место, где мы покупались и отдохнули в тени. А после доехали до ключевого городка, откуда дорога раздваивается – налево идёт трасса Удомсай, а направо – тупиковая дорожка в сторону границы с Вьетнамом, - именно по последней мы и отправились на следующий день.
Дорога прекрасная – пышущая зелень, затопленные рисовые поля, очень маленький почти нулевой трафик. Открываются виды на реку, а последние несколько километров дорога идет непосредственно вдоль реки. Река мощная и красивая. Вода прозрачная и синяя.
Городок хоть и тупиковый, но если преодолеть отсюда 90км на лодке против течения – то мы выйдем снова на дорогу, ведущую во Вьетнам. Это и есть наш основной план.
В тупиковом городке мы съезжаем к пристани и после недолгих объяснений договариваемся о лодке за 1млн кип. Цена тут жёсткая – около 100долл. по течению за лодку и около 120долл.против течения. При делении на семерых выходит не дорого, но и не дешево. Платим через кассу пристани, получаем билеты, грузимся и выезжаем.
Эта дорога по реке в 91км стала, пожалуй, кульминационным моментом путешествия по Лаосу. Дети реки – так можно назвать жителей прибрежных деревушек, которые отрезаны от мира джунглями и связаны только рекой. Река для них – и дом, и источник еды и транспорт. Тут детишки просто купаются, а там кидают сети на отмелях в камнях, а тут наоборот ставят сети в заводи. Река очень богата рыбой и очень живописна. А прохождение порогов против течения произвело неизгладимое впечатление. Пару раз принимался дождик, но так и не пошел.
Через 5 часов мы прибыли в MuangKhua– небольшой симпатичный городок. Проехав через 3 геста в поисках более спокойного места, нас поймала тетенька и провела в прекрасный дешевый гест на другой стороне реки с хорошим видом на реку и городок, а номера – с плетеными стенами и деревянными ставнями.
Затем мы пошли на базар, купили картошки, яиц, помидоров, огурцов, лука, арбуз, манго, кофе…и хорошо покушали.
«Радиалочка».
Мы идём немного с опережением, а раньше 6 апреля нам границу с Вьетнамом переезжать нельзя. А так как у нас осталось 3 дня и 80км до границы, то мы устраиваем себе днёвки и полуднёвки.
Итак, сегодня у нас полуднёвка. Для этого дела ещё дома я приготовила привлекательную дорожку для радиального выезда на хребет. По ней никто не ездил, просто в Гугле она привлекла внимание шикарными серпантинами по хребтам - и не зря. Дорожка оказалась не простой, а с набором высоты около 900метров на 10км пути!!! :). Естественно наши сопоходники посчитали нас (тех кто таки поехал в радиалку) извращенцами :), а мы получили несказанное удовольствие, и эта дорожка стала для меня вторым кульминационным моментом велопохода по Лаосу.
Выезд, правда, на неё так просто не найти, он представляет из себя просто тропу, уходящую за жилые дома мимо дворов и мусорки, а дальше начинается шикарная дорожка – узенькая, в полторы колеи только для мопедов, грунтовка, порой довольно каменистая и ступенчатая, для транспорта непроходима – только для мопедов. Сначала она идёт по густым джунглям, утопающим в тумане, с уклоном, который позволяет едва-едва ехать на передаче 1:1 на пустом велосипеде. Каждый километр (примерно 100метров набора) мы останавливаемся передохнуть. Не смотря на жару и туман, изо рта идёт пар, а с нас льются ручьи пота.
По пути наверх мы встречаем множество (не побоюсь этого слова) живописных! местных жителей, которые идут на свои огороды наверх и радостно приветствуют нас, уставших, но счастливых.
А виды просто поражают воображения, так как дорожка идёт по высоким прижимам, стремительно поднимаясь на хребет. И вот мы попадаем в густой туман, а затем поднимаемся выше тумана и оказываемся под лучами солнца, а ниже – густая пелена облаков. Мы взобрались на хребет. Дальше дорожка уже прыгает по верхам хребта то вверх то вниз. В воздухе стоит пряный запах скошенной зелени, которым не надышаться, настолько он вкусный и напоминает наш запах осени.
Наконец, поняв, что вершины как таковой здесь нет и мы приехали уже на самое интересное, я разворачиваюсь обратно. А Рома с Андреем уезжают ещё на полтора километра и разворачиваются чуть позже. Ещё один участник радиалки Лена – развернулась немножко пораньше, до того как мы поднялись выше тумана. Лена всю дорогу «смеялась от наслаждения» нашим радиальным выездом (в хорошем смысле) и популярно объяснила нам, кто такие мастодонты и почему она нас так называет :).
Спуск был не менее прекрасным, чем подъём. Туман, не выдержав солнца, сдал свои позиции и рассеялся, и виды на спуске были такими, что можно было фотографировать заново. Правда спускаться пришлось, конечно, очень аккуратно, так как каменные «ступеньки» и множество рассыпных камней могли сыграть коварную шутку с теми, кто торопится, учитывая что никаких ограждений тут на дороге нет, за исключение заборов из бамбуковых прутиков кое-где.
Те, кто остались в домике, не теряли времени. Алексей и Аня приготовили шикарный обед из вареной картошки с луком, яицами и салатом из помидоров и огурцов. Дима и Лена были заняты приведением в порядок велосипедов. Мы, помывшись, объелись, помыли и почистили велики и принялись делать то, что положено на полуднёвках – «ничего». Вечером был съеден арбуз.
«Ожидание границы»
А на следующее утро лежал густо-густой туман. И мы, переправившись на другую сторону реки на речном пароме, поползли по грунтовому грейдеру в перевал, утопая в молочной пелене влаги. Нужно сказать, что ехать в туман довольно приятно – пыль прибита, дышится легко. Так как машин на этом участке нет – то не опасно. Дорога между двумя странами сейчас строится и расширяется, вокруг отвалы камней и щебня, но тем не менее она вполне симпатичная, особенно когда мы поднимаемся над туманом и склоны, залитые молоком, остаются ниже. Перевал как всегда неоднозначный, с несколькими локальными спусками и подъёмами. Но заезжается он довольно легко, не смотря на отсутствие асфальта. Этого не скажешь про спуск – он сильно круче подъёма, дорога на нём резко портится, грузовики строителей поднимают клубы жесткой пыли, которой мы прилично надышались, пока спустились до городочка – последнего перед границей с Вьетнамом.
Городочек маленький и жухленький. Селимся мы в нём не сразу и довольно забавно. Во-первых, на въезде в городок дорога заканчивается, уходя в реку на приличный брод – неплохое начало, думаем мы. Вправо уходит тропка на подвесной мостик, на котором при нас падает мопедист, рассыпав рис. И продолжение не лучше. Вступив на качающийся мостик с огромными дырами и отсутствующими досками, я вообще не понимаю, как тут мопеды ездят – мне пешком страшно по нему идти.
На другой стороне стоит новенький гест, в который нас сразу зовут. Вполне приличные новенькие номера, невысокая цена, в душе стоят нагреватели! Но когда щепетильный и осторожный Алексей проверяет воду – из крана не бежит. Мы спрашиваем девочку : «и где вода?», на что она наивно нам машет головой – «а нету вот совсем, не подвели ещё». Мы: «девушка, ты чего? Зачем нам гест без воды? Ты наши «негритянские» лица после перевала видишь?». И девушка села на велик и показала нам следовать за ней.
Через 300метров мы приехали в другой гест – сарай полный, облезлые от сырости стены с облупившейся штукатуркой, туалет на улице – как водится фарфоровый в полу, из стены краник с водой и бак. Ну что ж – остаемся здесь :). Сторговываемся и селимся. Тут нам предстоит провести две ночи, так как в марте «неожиданно» оказался 31 день, а границу нам надо пересекать только 6 апреля, чтобы хватило 15 дней на безвизовый коридор Вьетнама.
Ещё забавней мы узнавали, где у них тут можно поесть. А оказывается поесть в этом забавном городке можно тоже только в одном месте. Знаете где? Во Вьетнаме! Мы тоже слегка опешили: до Вьетнама как бы 30км, а нам активно показывают в сторону выезда из городка и приговаривают «Вьетнам! Вьетнам!». Жутко милые люди :)! Оказалось всё банально – на выезде из этого посёлка стоит единственное кафе «Вьетнам», где можно и покушать, и даже деньги при желании поменять, это «культурный центр» поселка, вечером тут шумно и людно. Кстати в этом поселке вообще многое вьетнамское – вывески, продукты в магазинах, некоторые люди.
У наших хозяев Алексей увидел гитару, попросил, обтёр пыль и принес нам с Аней. Вот настоящий подарок перед моим днём рождения! И мы проводим прекрасный вечер с гитарой, при свечах (свет вечером отключили :) но это только улучшило внешний вид нашей милой сарайки), перепев все песни, которые знали и не знали, хором и сольно.
Местные собрались под окнами и слушали нас весь вечер, а мы шутили, что нам можно устраивать городские концерты за еду.
Вьетнам
Выехали в 6:10 и почти сразу поползли в перевал, на котором и находится граница Лаоса и Вьетнама. С утра по традиции был густой туман и на нас, мокрых от тумана, густым слоем налипала красная земля от ушей до пят. Границу прошли очень легко, без лишних слов и вопросов. Вьетнамцы поставили нам штамп ровно по 20 апреля, как нам и нужно, так что дату мы рассчитали верно.
Спуск был прекрасен – я не ожидала от Вьетнама такой красивой дороги! Нужно сказать, что сегодня Вьетнам просто покорил моё сердце дорогами и пейзажами. Это была узкая асфальтовая однополосная дорожка, окруженная джунглями и запахом эвкалипта, петляющая стремительными серпантинами.
Дорога выскакивает из джунглей в долину к какому-то довольно большому карьеру, перепрыгивает мини-перевальчик и снова спускается в широкую долину, которая выводит нас к городку Дьен-Бьен-Фу – довольно крупному приграничному городку, где есть гестхаузы и обменники.
В отличие от Лаоса, типичная Вьетнамская погода – это мокро, туманно и прохладно. Именно такая погода установилась со следующего дня и до конца похода. Рельеф здесь очень гористый и все последующие дни мы каждый день брали по 1-2 серьёзных перевала.
Но виды с перевалов всегда были шикарны – сочные рисовые террасы, густые джунгли, склоны ступеньками, речки и ручьи. А затем стремительный спуск.
На второй день во Вьетнаме, нам довелось переночевать в городе-утопленнике, точнее на его незатопленном краю. В процессе строительства дамбы был затоплен большой город, бывший областной центр LaiChau. Из-за этого у нас все первые дни возникала путаница в картах и указателях, так как названия всех окрестных городов попеременяли.
А после нашего города-утопленника, мы решили разнообразить себе маршрут, свернув с запланированной основной дороги на объездную второстепенную дорожку, траверсирующую боковые хребты. Приключение далось нам не легко, но оно того стоило.
Дорожка на СиньХо или ругательно-пугательный перевал.
В 6 утра мы выехали из нашего города-утопленника обратно 1.5км до трассы. Дорогу за ночь от дождика ещё сильнее развезло и пока добрались до асфальта, были все в крапинку. Далее дорога идёт вдоль мощной широкой реки. Дорога эта новая, но видна и старая дорога, кое-где уходящая в воду и на старые мосты.
Около 10 утра останавливаемся на обед. За это время принимается сильный ливень, который идёт ровно пока мы обедаем.
Народ давно просит «дичку» (ночевка в диких условиях, дороги без людей и машин), и сегодня такая возможность потенциально есть – есть одна второстепенная дорожка, которая идёт параллельно с запланированной, но более неезженая и идёт прям по хребту. Но так как всю ночь и утро шёл дождь, то принимаем решение уходить на неё только, если туда пойдёт хороший асфальт, так как иначе на грунтах в такой дождь ничего хорошего нам не светит. И ровно так и случается – на развилке в нашу сторону уходит симпатичный асфальт в одну полосу, на котором ни машин, ни даже мопедов, просто сказка.
«Сказка» правда начинает сразу же ползти в перевал. Мы находимся уже примерно на 350м и перевал должен быть ориентировочно около 1000-1200м, так что ползти нам немало. Так думали мы – наивные :).
Дорога и правда уходит красивейшими витками вокруг хребтов наверх, с одних витков видно предыдущие, и смотреть на свою пройденную дорогу - это как будто смотреть со стороны на себя, сильного, красивого, и способного подняться «до небес» в прямом смысле.
Ничего не предвещало перевала 1650м… :) но он случился на нашу голову – безумно красивый, по настоящему горный перевал, утопающий в клубах тумана, танцующих на ветру, но дался он безумно тяжело для всех, именно из-за своей непредсказуемости.
И когда я доехала до высоты примерно 900м и увидела огромную высоченную стену хребта перед собой и где-то высоко-высоко на ней у самой вершины краешек дороги, я подумала … хм, даже не знаю как скромно сказать, что я подумала, примерно «кажется, тут будет высота 1700м! надеюсь воооон там всё-таки вершинка».
Кстати сегодня, в очередной самый тяжелый день похода, снова замыкающий – Алексей, везет ему на самые тяжелые дни. Парни чередуются замыкающими весь поход, по два дня каждый, и это родило к концу похода уже особый рейтинг и стиль замыкающих и всеразличные перлы, типа Диминого «ну что, бабаньки, погнали?».
Дорога на хребет забирается не по касательной, а «в лоб», извиваясь серпантинами по огромным полкам, около 2км длинной каждая, как по огромным ступеням. Едешь 40 минут в горку, и кажется не приближаешься к верху совсем.
Пока мы добрались до верха погода сменилась несколько раз – и дождь, и солнце, и туман, и морось, и ветер.
Наверху оказались Рома и Андрей, приехавшие чуть раньше, и я, жутко голодная. Мы немного перекусили, и поехали дальше.
Нет, я конечно знала, что дорога пойдёт по хребту, а значит высоту не сбросит. Но чтобы настолько!
Нас окутал густой-густой туман не больше 5 метров видимости. Мы почти не видели друг друга, даже когда просто ехали спина за спиной. Из тумана то и дело выныривали тетеньки с косами! и мотыгами, идущие в поля. А дорога, не скидывая высоты, скакала вверх-вниз. Вокруг дороги бежали большие и маленькие водопадики, и хором квакали лягушки на затопленных террасах. И как только живут тут люди в такой волшебной сырости? Не понятно.
Ближе к городу SinHo – крупному городу посередине пути по нашей волшебной дорожке – стало прояснивать и туман подрассеялся. Но дорога превратилась просто в грязную колею. В таком виде она и вошла в город, и было ощущение, что мы приехали в какую-то очередную тьмутаракань, а не в город, обозначенный двойным кружочком на карте. И этот контраст ужасной дороги и вполне сносного по размерам городка никак не складывался в одну картину. Что ни здание в городе – то с гербами и флагами, на центральной площади стоит трибуна и идёт какое-то «заседание сельсовета» :).
Так как мне было ещё на перевале понятно, что дальше этого города мы сегодня не уедем, так как ребята отстают примерно на полтора часа, то оставляю на въезде Андрея, а мы с Ромой отправляемся искать гестхауз. Такого сложного слова местные не знают, а вот «отель» - понимают, и отправляют нас снова куда-то на грязную дорожку, а с этой грязной ещё на более грязную. Ну какой же отель то может стоять на такой дорожке ???
А оказывается крутой отель! Двухэтажный, вылизанный, с рестораном и т.п. И что он делает в этом Буддой забытом городке на отшибе мира? Опять неясно. Но пока мы торгуемся на ресепшене за номера, прибывают какие-то делегации на очень приличных машинах.
Парень на ресепшене не особо шёл на уступки, но после длинной паузы, которой мы дали понять, что дорого, и наших слов «ну мужик, ну чего ты привередничаешь, давай вот так и мы согласны», он проникся, показал нам номера подешевле на первом этаже (давно бы так) и мы сошлись на цене. Вывод: главное – интонация!
Вернулись к Андрею и вместе с ним поехали обратно по дороге на въезд в город, чтобы встретить наших, которые могут быть шокированы дорогой и подумают, что не туда приехали :))). Почти сразу появились и ребята, конечно же со словами восхищения! перевалом :))).
Мы попытались найти по дороге, где покушать, так как все были очень голодными, но после четвертой харчевни, где или не было готово, или не хотели готовить, мы плюнули и поехали сначала в отель. Заселились, помылись, и уже успокоенные пошли гулять до базара.
Попутно у базара нашли единственную работающую харчевню и наконец нормально поели рисом и свининкой. Накупили снова кучу продуктов – овощей, фруктов, батонов (очень давно мы их не встречали), консервов, вернулись домой и снова, как следует, объелись.
Сегодня мы отстали от графика на полдня, но это не принципиально, так как в конце маршрута у нас есть запас. Дикой стоянки сегодня конечно не получилось – она просто невозможна в этих природных условиях. Но сегодняшний перевал стал однозначно самым ярким за весь Вьетнам! И вспоминается таковым до сих пор.
На следущий день выезжали мы из нашего городка как из Бермудского треугольника, так как 4 разных человека показывали нам выезды в разные стороны, и мы отколесили по городу хорошее колечко, в итоге вернулись к отелю и поехали по самой грязной дорожке города, которая и вывела нас на трассу 129. Вырвались!
Из сегодняшнего предстоящего рельефа мы знали только, что будет как минимум два спуска, и как минимум один перевал. По факту перевала оказалось тоже два….это только до обеда! :)
Вначале дорога прыгала по хребту то вверх, то вниз, набрав высоту, превышающую вчерашний перевал, затем последовал стремительный кроткий спуск, и развилка дорог, от которой наша дорога поползла в ещё один большой перевал.
Пожалуй, это самые влажные дороги, которыми мне приходилось когда-либо ездить: вокруг чавканье, кваканье, туман постоянно то набегает, то рассеивается, асфальт на дороге покрыт слоем жидкой грязи, который раскрашивает одежду и лицо в неоднородно грязный цвет, но вокруг множество уютных ручейков и водопадиков.
Но всё это создаёт ощущение какой-то сказочности, приватности, загадочности и покоя, - особенно когда едешь один. Сегодня я итак очень много фотографирую и снимаю, а, чувствуя приближение вершины перевала и вовсе стараюсь запечатлеть каждые 100метров.
На вершине меня догоняет Рома на грузовичке – его тормоза полностью вышли из строя, а без тормозов на этих дорогах смертельно опасно, так что он подкидывается до города и ждёт нас там. Он сообщает мне, что наши ещё очень далеко сзади, и уезжает.
Спуск был прекрасен!!! Туман сошел, обнажив густые красивые джунгли, остроконечные горки, поросшие причудливыми пальмами, и широкую долину, куда спускалась наша дорога. Виды были столь впечатляющие, что я в какой-то момент просто остановилась, села на бетонное ограждение и замерла – не хотелось ни ехать дальше, ни говорить, ни фотографировать. Фотография всё равно не передаст всей панорамности и грандиозности этого пейзажа.
Затем я всё же села на велосипед и спустилась до города.
В городе повторилась история предыдущего – на вьезде дорога перешла в залитую земляной жижей грунтовку, и это в областном центре!
В конце этой волшебной грунтовки стоял Рома, уже с бананами наготове, чтобы покушать. А скоро приехал и Алексей с печеньками, и мы все достали свои припасы и перекусили. Остальные приехали почти одновременно, один за другим. Мы выехали в центр города на нормальную улицу и остановились в харчевне, чтобы пообедать и решить что делать с велосипедом Ромы. В итоге целиком переставили тормоз вместе с передним колесом от Ани, оставив Аню без важного переднего тормоза, но зато не развалив группу.
Пока мы ремонтировались и кушали – снова лил ливень, и стих он ровно, когда мы закончили. Правда на выезде прокололся Дима – и это его третий прокол за сегодня! В общем сегодня день поломок. Воистину бермудский треугольник :).
Преодолев ещё один перевальчик, мы приехали в город TamDoung, стоящий почти на развилке трассы на Сапу. Таким образом, мы облегчали себе завтрашний путь в Сапу через самый высокий перевал похода.
Sapa.
Сапа (Шапа) – горный курорт Вьтнама. Как только не называют её в путеводителях, сравнивая даже с Альпами. По факту – это небольшой живописный городок в горной котловине, где всегда холодно и ооочень туманно, примечательный шикарным базарчиком и живописными местными жителями народности хмонг.
Туда нас вёл перевал 2100м, который стал самой высокой точкой похода. От 650м до 2000м высота выбирается на 22км, и местами ехать довольно тяжко, особенно когда дорога становится гравийной. Локальных спусков на дороге нет, хотя есть несколько почти пологих участков.
Дорога очень красивая – туман закрывает только верхушку, а на подъёме дорога и окрестные горы открыты, и открывается вид на самую высокую гору Вьетнама – Фан-Си-Панг, 3148м. Остроконечная симметричная гора смотрится очень интересно.
Ближе к вершине начинает набегать туман, упирается в скальные склоны, делая их на солнце блестящими как слюда. То и дело вдоль дороги видны водопадики.
Последние 200 метров (по высоте) туман заволакивает дорогу полностью, и ехать становится холоднее и тяжелее.
На вершине стоят лавочки с торговцами с ломовыми ценами. Но сторговавшись, мы едим у них сладкий горячий картофель, и за фотографии русской зимы, взятые из дома, вымениваем горячего чаю. Учитывая холод и голод на вершине – очень кстати.
На спуске дорога вновь выпрыгивает из тумана и дарит ещё пару впечатляющих водопадов. Когда думаешь о том, что эти водопады имеют дождевое и «туманное» питание, то наличие столь мощных водопадов просто поражает.
У второго из них, Серебряного водопада, - кипеш народа. Тут мы останавливаемся дождаться всех. Пока мы ждём остальных, местные туристы примериваются к нашим велосипедам и нам, фотографируясь. А мы шутим, не повесить ли нам таблички: «фото с велосипедом – 10 донгов», мы имели бы большой успех!
Дожидаемся всех и продолжаем спускаться, и снова нас накрывает туман. Сапы не видно, и оттого не очень понятно, куда мы вообще приехали. Недалеко от озера в центре города мы кушаем. За это время Рома находит гест, где есть места, и после обеда мы селимся, моемся и идём гулять.
Самые яркие впетчаления от Сапы – местный климат (беспросветный туман) и базар.
Вечером мы вкусно кушаем и решаем, что завтра нам тут дневать – нужен отдых после предыдущих четырех очень ломовых дней. Следующий день мы проводим в неспешком отдыхе, прогулках и еде. А ещё через день выезжаем через перевал из Сапы обратно на 32ю трассу, ведущую в Ханой.
Дорога до Ханоя
Ещё три дня пути ждало нас до города NghiaLo, где мы заканчивали наш маршрут.
Эти дни запомнились соломенными домиками из циновки округа ThanUyen, где к живописным рисовым террасам, добавились чайные террасы,
ровными зелеными полосочками раскрашивающие холмы; запомнились бурной рекой в ущелье с каскадом водопадов, недалеко от самого городка
ThanUyen, а также шикарным перевалом к городку TuLe, который отметился тем, что хвойные леса тут соседствовали с террасированными склонами с рисом, и конечно же запомнились самыми грандиозными рисовыми террасами Вьетнама, уходящим по холмам от подножий до вершин, покуда хватает горизонта.
И все эти три дня нас как водится сопровождал туман, уходящая в даль лента дороги, небольшие бьющие по склонам водопадики и джунгли.
В NghiaLo мы приезжаем днём, селимся, кушаем, разбираем велосипеды и отправляемся гулять. Попутно находим автовокзал и узнаём о рейсах на Ханой.
А вечером пришли девчонки с Андреем, Димой…и… просто шикарным тортом! символизирующим окончание нашего длинного и очень разнообразного путешествия.
Это окончание тогда конечно не ощущалось ещё до конца, даже не смотря на упакованные велосипеды. Ещё не чувствовалась как единое целое вся нить пути от уже такого далёкого Бангкока, до завтрашней столицы. Ещё не получалось взглянуть на всё со стороны и полюбоваться на весь путь целиком. Мы ещё жили сегодняшним днём.
И нас ждало ещё пять днёй во Вьетнаме.
Ханой.
Поспать нам пришлось немного, и уже в 4 утра мы вышли из отеля. До автовокзала нам предстояло по полной темноте с велосипедами и рюкзаками тащиться целый квартал. Преодолев это расстояние, мы были встречены уже ждавшей нас кассиршей и водителем, рассчитаны, и посажены в автобусик. Велики у нас в скудный багажник не влезли, а сверху багажника не было – так что нам пришлось занять дополнительно задние 4 сиденья в автобусе. Через полчаса ожидания ровно в 5:20 мы выехали. Дальнейшая езда до Ханоя была тем ещё аттракционом а-ля «особенности национальной перевозки во Вьетнаме». Во-первых, первые 15км мы ехали постоянно сигналя со скоростью не более 20км в час, чтоб собрать просыпающихся пассажиров, и не дать уснуть жаждущим. То и дело останавливались, чтоб кого-то досадить, даже когда мест не было совсем, по два человека на место. Апофеозом всего было, когда при очередной остановке, всех кто сидел на подкидных сидениях, подняли, загрузили в проход мешки с луком и их усадили поверх. Добавим к этому самих вьетнамцев – не самых культурных граждан, и получим обстановку, в которой не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться.
Но в целом всё было очень дружелюбно, так как когда моему соседу-вьетнамцу на голову упал Анин велорюкзак, он хоть и вскрикнул «ой», но драться не полез и с полчаса спустя даже помог мне уложить рюкзак назад на место :).
От Ханойского автовокзала мы ожидали – приличного светлого заведения с камерой хранений, залом ожидания, обменником. Всё-таки масштаб города обязывает.
Но то, куда мы приехали, больше напоминало базар, чем вокзал :), и запахом, и скоплением народа и общей атмосферой.
Мы перенесли велики в спокойный угол здания автовокзала и стали решать, что делать. Камеры хранения тут не нашлось, да и возвращаться в эту дыру потом за велосипедами не хотелось. В город ехать с велосипедами и с ними потом искать, куда селиться – дело абсолютно нереальное для семерых.
Поэтому мы решаем ехать из этой дыры сразу в аэропорт. Там оставлять велосипеды, вдохнуть, выдохнуть, и действовать дальше. Так и сделали.
Ехали в аэропорт мы на двух машинах – минивене и маленькой легковушке. Причём в минивене мы с Андреем сидели где-то под капотом задом наперед и Андрей при этом ещё держал самый верхний велосипед, чтоб тот не упал на голову водителю :).
Доехали.
Вот в аэропорту и правда славно. Начиная с того, что тут прохладно, спокойно и хорошо пахнет. Мы довольно быстро нашли камеру хранения, сдали на 5 дней наш бесценный груз, отдохнули, перекусили, поменяли дополнительно деньги, так как наши были на исходе, немного измучили девушек на тур. информации, так как каждый подходил к ним раза по три с вопросом, то дать карту города, то подсказать как подешевле добраться, где подешевле заселиться и прочее. Но девушки стойко держались под нашим напором и вежливо всё объясняли.
Так мы выяснили, что почти до центра ходят миниавтобусы Вьетнамских Авиалиний, за 2доллара с человека (около 30км), и не нужно брать дорогое такси.
Мы загрузились в серенький миниавтобус у входа – и комфортно дохали. Пошли в старые кварталы Ханоя, и вскоре увидели вывеску отельчика и тур.офиса, где в итоге и заселились, и договорились по трёхдневному туру по бухте Халонг, с одной ночевкой на острове КатБа, и одной ночевкой на карабле в бухте.
Это был очень длинный и очень сумасшедший день. Жизнь удалась!
Нужно сказать, старые кварталы Ханоя производят смешанные чувства – с одной стороны тут вполне симпатично и мило, с другой стороны – очень утомляет постоянный поток мопедов, суета и шум, который успокаивается только к ночи. Чем-то особенным старые кварталы не примечательны – это просто город, просто кафешки, много иностранцев. Да, ещё вкусное мороженное, по которому мы соскучались…
Дни 24-28.
Три дня мы провели в организованной поездке в Бухту Халонг. Собственно говоря, сделать это неорганизованно практически невозможно, сильно дороже и суетнее. Первую ночь мы провели в отельчике на острове КатБа, на следующее утро была шикарная экскурсия по природному парку острова на обзорную вершину, по настоящим джунглям, с лианами, хором цикад, красными лесными крабами. Вечером мы вернулись на карабль, покупались прям с палубы в очень соленой воде бухты в лучах заходящего солнца. А утром заключительного дня, продолжили водную часть маршрута по бухте, поплавали на двухместных каяках и вернулись в порт, откуда уехали на Ханой назад в наш отельчик. Если опустить очень слабую организацию тура (а низкая цена её оправдывает), бухта и остров несомненно очень красивы, и этот трёхдневный отдых стал прекрасным положительным заключительным аккордом нашего большого путешествия.
Перелёты прошли скушно и без особых происшествий и в 18:00 мы вышли из аэропорта в Новосибирске на свежий прохладный ветерок родины.
Заключение и выводы.
Общий километраж велосипедной части похода составил 1300км, с набором высоты 18900метров.
Велопоход по Лаосу и Вьетнаму прошёл по плану, без форс-мажоров и получился разнообразным и интересным. Не смотря на то, что обе страны лежат в одинаковой природной зоне тропиков, и природа достаточно однообразна, редко какие два дня можно вспомнить похожими друг на друга. Там где не хватает природного разнообразия – его вносит человек.
Как и в нашем велопоходе по Южному Китаю в 2009 году, зона тропиков показала себя очень тяжелой для велотуризма – жара, постоянная очень высокая влажность, густые туманы, частые дожди даже в сухой сезон, почти полное отсутствие возможностей для полевых ночлегов, серьёзные ежедневные наборы высоты по сильно пересеченной местности. Всё это требует от велотуристов, которые собираются в велопоход по горным районам Юго-Восточной Азии хорошей физической подготовки и решимости много и долго трудиться каждый день, а также философского отношения к перевалам :). Одежду рекомендуем из лёгких, возможно хлопчатобумажных тканей, легко продуваемую, а также хорошую штормовую куртку от дождя. Дважды за поход нам понадобились тёплые вещи – один раз в Лаосе, во время аномального похолодания и дождей, и один раз – в Сапе, на высоте 1500м в этом городе постоянно прохладно. Основная ходовая обувь – сандалии.
И в Лаосе и во Вьетнаме далеко не в каждом населенном пункте можно найти место для ночлега, в виде гетхауса или хостела, поэтому для тех, кто путешествует группой и не имеет возможности встать «палаткой у бордюра», нужно тщательно прорабатывать график движения, чтобы не оказаться с группой по темноте в «легушачьем царстве», и быть готовым решать проблемы подобного рода.
Не смотря на то, что палатки нам понадобились всего дважды за поход, спальники и коврики были необходимыми, так как ночлеги далеко не всегда были удобными. Еду мы готовили несколько раз на горелке; использовали горелку для приготовления чая-кофе каждый день.
Обе страны – Лаос и Вьетнам, очень разные. В обоих коммунизм, но в Лаосе при этом сохранены все буддийские храмы и строятся новые, люди приходят помолиться, провести обряды, в храмах есть монахи. Во Вьетнаме нет ни одного действующего храма, здесь религия не ужилась с властью, лишь пару раз мы встречали католические соборы, оставшиеся после французов.
Лаос – исключительно сельскохозяйственная страна. Порой даже не понятно, как в лаосских деревнях вообще идёт денежный оборот, так как люди преимущественно заняты огородами. Вьетнам – развивающаяся страна с высокими темпами индустриализации. Масштабы строительства во Вьетнаме поражают – тут строят всё и везде: дороги, дома, отели, заводы, мосты, плотины. Такими темпами лет через 10-15 Вьетнам может стать вторым Китаем. Тем не менее, природа Вьетнама ещё жива и прекрасна, а страна сохранила свою самобытность.
В обеих странах трафик на дорогах наблюдается только вблизи крупных городов, в остальном машин крайне мало, очень распространены мопеды, которые тут есть буквально у всех.
В обеих странах люди очень естественны и доброжелательны. Здороваются, желают доброй дороги. Стереотипы о Вьетнаме о том, что тут назойливые люди и разводят на деньги – абсолютно не подтвердились. В этой стране нужно торговаться немного чаще, чем в Лаосе, а в остальном – абсолютно адекватные хорошие люди.
Этим походом мы поставили жирную точку в нашем велосипедном освоении региона Юго-Восточная Азия. Может быть когда-нибудь, эта точка и перерастет в многоточие, а пока мы будем готовить новые замечательные велопоходы.
Благодарим всех участников за хорошую дружную команду.
С уважением,