Первому советскому велосипеду - 85 лет

2 апреля 2009

Первому советскому велосипеду - 85 лет, велосипед УкраинаПервому советскому велосипеду - 85! Выпускать его начали на Харьковском велозаводе, тогда запчасти покупали в Англии, расплачиваясь золотом. В середине 20-го века харьковские конструкторы создали собственную модель. За полвека с конвейера сошли сотни видов двухколесных машин - от детских - до элитных спортивных, на которых ставили мировые рекорды.

В 1915 году Рижский завод Лейтнера эвакуировался в Харьков. После революции и первой мировой войны на его базе развернули производство велосипедов. Вот он - первый советский велосипед "Украина". Неказистый и крепкий.

Виктор Смигунов, бывший начальник лаборатории эстетики Харьковского велозавода:

- По прочности, если он столкнется с нашей техникой, с троллейбусом, то троллейбус пострадает быстрее, чем сам велосипед. Настолько прочность его хороша.

Энтузиазм двадцатых сменился кропотливой работой ученых-конструкторов в пятидесятых. Илья Бергман на этом заводе с юных лет. Сначала приходил к отцу - посмотреть как собирают двухколесные машины. Потом вырос и стал спортсменом-велосипедистом, а позже - конструктором. Он создал десятки моделей. Вспоминает, как перед Московской олимпиадой инженеры разработали собственный спортивный велосипед для сборной Союза. Впервые - полностью из отечественных деталей.

Илья Бергман, бывший конструктор КБ "Велостроения":Первому советскому велосипеду - 85 лет, велосипед Украина

- Уже вот она, Олимпиада-80. И мы начали делать велосипеды, а фирма "Рено" эти трубки не захотела нам продавать. Ну я убеждаю делать из своих труб. Все накинулись на это дело. И решили. И мы сделали из наших труб велосипеды "Москва 80". И они до сих пор ездят.

Впоследствии этот элитный спортивный велосипед назвали "Тахион". На нем ставили мировые рекорды, а стоил он почти как автомобиль - 4 тысячи рублей. Были разные модели для шахтеров, для почты и для продавцов мороженого. Закончилась конструкторская эра веломобилями и титановым велосипедом. Доверили мастерам даже суперсекретный проект - колеса для первого советского лунохода.

Современные любители старых велосипедов создали собственную субкультуру. В шутку называют себя крокодиловодами. Покупают и ремонтируют старенькие "Украины" и "Старты". Получается и надежнее, и дешевле импортных.

Михаил Калужинов, программист, велолюбитель:

- Здесь, в принципе, из современного, наверное, только обода. А все остальное в принципе. Ну и цепь тоже современная. Педали - там звездочки, вилка - все остальное, включая руль и тормоза, это вот старое советское.

Но с каждым годом велосипедов выпускают все меньше. Завод не выдерживает конкуренции с китайским производством.

Желающих пересесть на велосипед становится все больше. Но отправиться в путешествие по городским магистралям отважится не каждый. Дороги мегаполисов для велосипедистов не приспособлены.

http://podrobnosti.ua/
Фото: ДнепроВелоКлуб

Возврат к списку

Комментарии:

У тех, кто постарше, первые велики были Уралы, Салюты... Но сейчас не пересядем с наших Мерид и т.п. на эти велики. Пусть стоят в гаражах. А стстья интересная!
Классно вваливают в гору на первой фотке! :)