Куда исчез барнаульский велотриал: разговариваем с триалистами о причинах и следствиях
2 июня 2017
Ещё три-четыре года назад велотриал в Барнауле существовал, а сегодня приверженцев этой велосипедной субкультуры по пальцам одной руки можно сосчитать.
Что мешает развиваться велотриалу на Алтае? Сколько осталось триалистов в Барнауле? Почему bmx вытесняет велотриал? Мы довольно долго искали ответы на эти вопросы и ещё дольше собирали всё в один текст.
Велотриал появился в Барнауле лет 12 назад. Сначала трюки делали на обычных кросскантрийных велосипедах, затем стали заказывать из столицы или зарубежные компоненты и собирать байки конкретно под прыжки. Появилась школа велотриала, стали проводить соревнования и на центральных площадях можно было встретить тренирующихся триалистов. В этот же период времени появляется команда "Охотники за адреналином", которая выступает на свадьбах, городских мероприятиях или тусовках в клубах. Парни лихо прыгают через зрителей, катаются на одном колесе и делают ещё уйму всяких зрелищных трюков на велосипедах. Проводятся небольшие контесты. Через какое-то время волна увлечения этим видом резко идёт на спад.
- Сегодня, в принципе, в свободной продаже нет байков для велотриала - рассказывает Евгений Лузин, бывший триалист, владелец магазина Снег-boardshop. - Нет возможности пойти в какой-то магазин и купить велосипед. Нужно заказывать и откуда-то его везти. Это на мой взгляд первый фактор почему этот спорт не развивается. Велосипед bmx можно купить почти в каждом магазине, причём не дорого. Даже детям маленьким родители покупают такие велосипеды и они катаются.
- BMX более разрекламирован, чем велотриал у нас в городе, хотя раньше все было наоборот - комментирует ситуацию Ефим Пазерский, триалист команды Flash Power - BMX стало больше, так как есть специальная площадка для катания - скейт парк в парке Смертина, где даже соревнования проводят.
- Велотриал из всех дисциплин - самая технически сложная - говорит Лузин. - Потому что трюки не прозрачны, техника их исполнения довольно сложная, которую нужно отрабатывать, очень долго отрабатывать трюки, чтобы появились какие-то успехи. Для новичков это такой дополнительный барьер. Они, даже если купили триальный велосипед, начинают пробовать тренироваться и, если никто не помогает, то прогресс не идёт и они забивают. Затем они же идут, покупают себе стритовый велосипед или bmx, где трюки проще и легче, первые результаты появляются быстрее, чем в велотриале. Тех, кто катает триал в Барнауле можно по пальцам пересчитать, а которых периодически выезжают вообще человек пять или шесть. Соответственно, такой тусовки, где все это развивается нет. Каких-то инициативных людей, типа меня в своё врем, нет сейчас. Людей, которые бы болели этим, развивали это, потому что им это нравится! Именно так все развивалось, когда велотриал в Барнауле был на пике. Я и те ребята, которые ходили ко мне в школу, занимались, была такая тусовка, мы друг друга “подпинывали”. У нас был азарт, мы соревновались друг с другом, подталкивали учить новые трюки. Были и реальные тренировки, на которых мы друг другу подсказывали. Как только кто-то делал трюк, этот трюк начинал учить все! Такое вот шло мотивирующее движение. Народ подтягивался в нашу тусовку и как снежный ком она нарастала. Потом как-то плавно у всех началась учеба-работа-девушки и времени не осталось на велотриал. Так развалилась наша тусовка и осталось катание только по выходным, а затем остались лишь выступления. И это при том, что у всех есть велосипеды по семьдесят тысяч стоимостью!
- Велотриалом я занимаюсь более восьми лет и для меня этот спорт - способ выделятся из общих масс, делать что-то необычное - делится своей точкой зрения триалист команды Flash Power, Алексей Чеботарёв. - Считаю, что велотриалистов станет больше, если забрать у подростков телефоны и компьютеры! Шучу, конечно, но это тоже скажется. На самом деле, сильно повлияет появление школы по этому виду спорта, а в дальнейшем и организация периодических соревнований.
- Школа у меня была довольно долго, запускал даже курс для кросскантрийщиков. - говорит Евгений Лузин - В первый год курс собрал много людей, а при повторном запуске - мало и я от него отказался. Эта деятельность не приносит денег. Я уже перегорел всякими общественными началами, развитием спорта и так далее. Курсы кантрийщиков, где за участие платили 500-1000 рублей - это не заработок, а наоборот, дополнительные затраты в пересчете на время, которое я потратил бы на бизнес и заработал больше. Поэтому мотивации у меня нет.
Сегодня триальный байк еще пылится в гараже или на балконе у некоторых, в прошлом сильных триалистов, Евгения Коровина и Ивана Рыбцева. Мы спросили у парней, почему они забросили велотриал и чем занимаются сегодня.
- У меня как-то времени нет на катание - говорит бывший триалист Иван Рыбцев. - К тому же вел не на ходу: на передние дисковые тормоза нужны скорее всего новые колодки, а задним прокачать гидравлику надо как минимум. В общем-то, тормоза вроде работают, но очень вялые, для триала не хватает. Еще компании нет, а так бы покатался. Раньше же катались каждый день, "жили на велосипедах", а сейчас машина заменила велик. Я периодически катаюсь на кантрийнике, хожу в пружину на батуты, в Шерегеше на сноуборде катаюсь, раз в год хожу на сплавы и в пещеры.
- Мой байк в гараже пылится, верней, то, что от него осталось - смеется Евгений Коровин, в прошлом триалист команды "Охотники за адреналином"- Катать я перестал уже очень давно и точную причину сейчас уже не вспомню. Скорее всего на это повлияла совокупность многих факторов и в первую очередь проблемы со спиной. Пока не катаю - спина нормально, а как сажусь на триальный байк - позвоночник говорит: "Попридержи коней, друг". Иногда довольствуюсь лишь легкой покатушкой по лесу, а зимой пару раз за сезон в Шерегеше встаю на сноуборд.
Пока этот вид спорта в Барнауле плавно сходит на нет. Евгений Лузин говорит, что с удовольствием помог бы какому-нибудь активисту развивать велотриал в городе, с радостью поделился бы огромным багажом знаний в этом виде спорта и опытом. К сожалению, еще такой человек не нашелся...