Столичный спецпроект «Велолайк»: Велосипед против автомобиля в –10 C
4 декабря 2014
Для очередного эксперимента мы попросили трёх велосипедистов проехать наперегонки с автомобилем по популярным маршрутам в условиях ранней московской зимы. Велосипедист и водитель одновременно выезжали из точки А в точку B, как в классической задачке по арифметике, а искомыми неизвестными были время героев в пути и траектории их движения. Для чистоты эксперимента измерения производились не в часы пик, а между ними.
Эксперимент № 1.Электрозавод — Artplay в 10:30.Велосипедист: Алексей Ткачёв, директор ивент-агентства.
- На велосипеде езжу раз-два в неделю, обычно по маршруту дом — работа — дом. Раньше велосезон для меня завершался с первым снегом, но в этом году я хочу сохранить динамику и продолжать катать на шипах.
Мой маршрут был совсем коротким. На дорогу от Электрозавода до Artplay я потратил 15 минут, можно было успеть и быстрее. Я потратил много времени на всякие пешеходные дела — пока переходил дороги и переносил велосипед через мост. От завода я ехал по набережной Яузы, но по встречной пешеходной полосе. На противоположном берегу невозможно проехать — Третье кольцо выскакивает на набережную, и приходится лавировать между машинами. Потом ниже по течению, в районе Самокатной улицы, я перескочил на нужную сторону по пешеходному мосту. Проехал мимо шикарного сталинского шлюза по дорожке, не чищенной от листьев, — и вот он, Artplay. Я часто езжу этим же маршрутом на машине, но выбираю время, когда на дорогах никого нет. В рабочие часы набережная всегда стоит на пересечении с Госпитальным Валом, а если ещё произойдёт какая-нибудь авария, то здесь можно встрять очень надолго.
Не представляю себе, чтобы количество велосипедов на улицах сравнялось с количеством машин. У нас же у людей в сознании сидит, что машина — это круто: «Вот, сижу в своём, тёплом, с музыкой». Конечно, многое зависит от инфраструктуры. Хороший пример в этом смысле — поездка с детьми. У нас школа находится в соседнем районе, на велосипеде до неё минут 20. Но как ехать с детьми? Тротуары — для пешеходов, по правилам нужно двигаться с машинами по дороге, но с детьми я туда даже соваться не стану. В парках есть дорожки, иногда даже специально предназначенные для велосипедистов, но они все забиты мамами с колясками. Кроме того, до парка тоже нужно доехать. По сути, для того чтобы люди массово пересаживались на велосипеды, нужна новая сетка велодорог, чтобы можно было пересечь всю Москву без машин и пешеходов.
Эксперимент №2.«Энтузиаст» — сад им. Баумана в 15:00.Велосипедист: Сергей Голиков, диджей
- В сезон я езжу на велосипеде каждый день и по любым делам. Оставляю его дома, только если что-нибудь ломается и я не могу это сразу починить. Поломки, правда, не редкость — велосипед старенький, приходится возиться с ним, как с «Жигулями». Обычно я перехожу на альтернативные виды транспорта к началу ноября. В этом году планировал ездить на велосипеде подольше. Прошёлся по магазинам рабочей одежды и подготовился, чтобы встретить в седле все виды непогоды, как сразу наступили зимние холода.
На дорогу от Столешникова переулка до сада имени Баумана ушло 22 минуты. Я ехал по Садовому, что в данном случае намного удобнее, чем напрямик — иначе пришлось бы преодолевать долгий и неудобный подъём в районе Рождественского бульвара. Не стоит бояться Садового кольца, оно не такое опасное, как многим кажется. Главное — запомнить, как удобнее пересекать каждый из правых поворотов и быть готовым время от времени перестраиваться во второй ряд, чтобы не столкнуться с поворачивающими автомобилями.
Поездка прошла без проблем, только вот обычная зимняя одежда для неё не самый подходящий вариант. Удобнее было бы ехать в нескольких слоях тёплой одежды и в какой-нибудь лёгкой спортивной куртке сверху. В холодное время года приходится следить за участками дороги, покрытыми льдом — тонкие «лысые» покрышки фикса или шоссейника не очень приспособлены для таких условий. Вот на каком-нибудь хардтейле с рельефными шинами можно спокойно гонять и по льду, и по снегу.
Если ваша жизнь проходит в пределах Третьего транспортного кольца, то можно смело кататься шесть месяцев в году, а то и дольше. Часто приходится слышать, что велосипедистам чего-то не хватает в городе. Конечно, приятно, когда появляются велодорожки, парковки и прочие удобства, но вот что я хочу сказать: не ждите, когда всё будет «как в Копенгагене», просто садитесь на велосипед и поезжайте по своим делам.
Запаситесь удобной одеждой по погоде, выберите подходящие вам маршруты, изучите рельеф местности и не забывайте о набережных Москвы-реки и Яузы — это самые удобные трассы для велосипеда.
Эксперимент № 3. Кривоколенный переулок (офис The Village) — Телеграф в 16:45. Велосипедист: Андрей Ноговицын, преподаватель английского языка
- Я езжу до победного конца, пока не становится невыносимо холодно. Мог бы и дольше, но останавливают грязь и соль, которая разъедает все части велосипеда, кроме железа.
Я потратил на дорогу десять минут — для скорости поехал по прямой, через Кузнецкий Мост и далее по Камергерскому переулку. Это мой обычный маршрут, когда я возвращаюсь с Китай-города домой на Тверскую. Правда, мне не очень нравится отрезок Кузнецкого Моста с булыжной мостовой, а также участок перед «Камчаткой», поэтому, если я не тороплюсь, сворачиваю на Рождественку, спускаюсь с горки мимо Сандунов к Неглинке и выезжаю на Петровку через Lucky Noodles. Затем дворами еду до «Энтузиаста» за бутером и поднимаюсь по Столешке до Тверской. Так мне встречается меньше людей и больше машин — люблю гонять по пробкам.
В центре города велосипед уже стал отличной альтернативой для тех, кто дорожит своим временем. У меня нет машины, но есть несколько друзей, которые возят в багажнике складные велосипеды и ездят на них по центру. Конечно, водители пока обращают мало внимания на велосипедистов. Этим летом меня два раза сбила машина — один раз сильно, всё ещё болит локоть, второй раз пришлось менять переднее колесо. Велосипедные дорожки, я думаю, были бы весьма кстати. Будучи реалистом, я понимаю, что культура вождения всех участников движения на московских дорогах далека от идеала, и вряд ли это быстро изменится. Хотя я уверен, что настанет время, когда на улицах столицы будет править взаимное уважение.
- У меня относительно свободный график работы, поэтому все поездки на автомобиле я стараюсь совершать в первой половине дня, желательно до конца обеденного перерыва — пока все на рабочих местах или в кафе, а значит, не на дороге. Таким образом, я не попадаю в вечерний час пик, но если уж такое случается, то время в пути увеличивается в среднем минут на 30–45.
Безусловно, некоторые из нововведений на дорогах пошли на пользу и упростили движение. Так, например, движение по Старопименовскому переулку развернули в обратную сторону — от Малой Дмитровки к Тверской улице. Новая транспортная артерия упростила выезд на Тверскую с внутренней стороны Садового кольца, хотя теперь и там ежедневно выстраивается толпа желающих повернуть. Модернизация развязок — очень актуальный вопрос. В целом, всё это, конечно, здорово — дополнительные съезды на МКАД с Ленинградки, эстакада на «Тёплом Стане», «супердублёр» Кутузовского, но в часы пик даже они не улучшают положение дел. Людям приходится часами стоять на новых развязках из-за того, что магистрали за МКАД не имеют достаточной пропускной способности.
Наша первая «гонка» проходила по маршруту Электрозавод — Artplay. Здесь всё было просто: утром набережная Яузы практически свободна, так что я доехал без затруднений. Мы с Алексеем показали приблизительно одинаковые результаты.
Второй маршрут, от «Энтузиаста» до сада имени Баумана, был немного сложнее, поскольку время было уже послеобеденное и движение уплотнилось. Я решил не крутиться на Петровке и Неглинной, а сразу поехал через Театральную площадь и, потолкавшись у Политехнического музея, выехал на Маросейку-Покровку — прямую дорогу к саду.
В третьем туре автомобиль был обречён на провал. Мы стартовали около 16 часов с Кривоколенного на Газетный. Андрей, разумеется, поехал дворами на Кузнецкий Мост или Пушечную улицу, там вырулил к Камергерскому переулку, и вот, спустя минут десять после старта, он уже у Телеграфа. Тем временем я, решив ехать вокруг Кремля (это маршрут с наименьшим количеством светофоров), только-только выбирался на Москворецкую набережную, где в это время скапливается приличное количество машин. В итоге я ехал до конечной точки минут 30, пока Андрей грелся в «макдачке».
Велосипед в большом городе всегда был и остаётся альтернативой автотранспорту. Но только если все необходимые вещи помещаются в рюкзак. А когда у вас с собой, допустим, камера Red Epic, комплект оптики, штатив, монтажная станция и с этим арсеналом нужно прочесать всю Москву, тогда, наверное, велосипед — всё-таки не выход.
Справка: Спецпроект «Велолайк» — это серия городских экспериментов с участием велосипедистов. Их цель — проверить распространённые предрассудки о перспективах велотранспорта в Москве и выяснить, как изменилась за прошедший год городская культура и структура в отношении велосипедистов. Материалы проекта подготовлены при поддержке Департамента транспорта Москвы.