Интервью с Константином Лубягиным "На велосипеде вокруг Аннапурны"
6 февраля 2014
Константин Лубягин - один из лучших алтайских каякеров команды "RiverZoo", велосипедист, очень активный и позитивный парень, проехал на велосипеде вокруг Аннапурны. Трек вокруг Аннапурны - один из самых популярных маршрутов для трекеров, приехавших в Непал. На этом маршруте есть перевал 5416 метров, что, несомненно, выше любого перевала на Алтае, выше Белухи.
Сегодня Константин находится в Непале, в марте у него начинаются сплавы с группами по местным рекам, а пока, специально для читателей VeloBarnaul.Ru, он ответил на вопросы о своем путешествии вокруг Аннапурны.
- Костя, как давно ты начал кататься на велосипеде?
- Как и любого пацана велики интересуют меня с детства. На mountain bike сел в 2005 году, тогда это была альтернатива скучным городским вечерам.
В то время, наша тусовка работала на промальпе лишь для того что бы кататься по горным склонам и рекам на сноубордах и катамаранах. Путешествия и приключения, вот что было у нас в голове. А на городских улицах было совсем скучно. Естественно, крос-кантри мы не рассматривали, стрит, дерт, триал и даунхил, вот что нас интересовало! Это было довольно интересно, т.к. все эти виды экстремального спорта в нашем провинциальном городке мы осваивали впервые. С приходом лодочки, все очень сильно изменилось! С 2009 года каждое лето в лодке на Алтае, а зимой - где получится; так что для двухколесных братьев времени совсем не осталось.
- Как тебе пришла идея проехать трек вокруг Аннапурны?
- Четыре года назад, будучи по уши заинтересован только каякингом, я оказался в Непале с командой Riverzoo. Мы проплыли несколько легендарных гималайских рек и ещё с десяток поменьше, а напоследок Василий Порсев, главный примат зоопарка, повел нас в трек. Честно говоря, ничего особенного, после месяца в этой высокогорной стране, увидеть я не ожидал. И был не прав!
Я был поражен красотой с первого до последнего дня. Из джунглей мы поднялись в зону вечных ледников и спустились обратно, сменив все климатические пояса. А когда мой взор упал на гору с идеально гладкой поверхностью невероятных размеров, в голове, словно сумасшедшая электичка, пронеслась мысль о даунхиле. Волшебную гору было видно на протяжении полутора дней трека, и мысль о невозможном не отпускала меня ни на секунду! Вскоре мираж пропал, но желание осталось. Я шел и прикидывал, где и как можно проехать на горном велосипеде, а во время спуска с перевала Торонг Ла (5416м) до деревеньки Муктинатх (3800м) с перепадом 1616м на 10км пришло 100% убеждение; если я ещё раз сюда вернусь, то лишь на велосипеде!
Долгое время это оставалось лишь мечтой. А трек вокруг Аннапурны самым сильным воспоминанием о горах.
- Где ты брал велосипед и на сколько ты его подготавливал специально к такому подвигу? Какой инструмент брал с собой?
- Первое требование к любому спортивному снаряду, как и к орудию труда, – исправность. Остальное - кому как! Я люблю, что бы к маечке и трусикам подходило :) Для трека вокруг Аннапурны мой выбор пал на хардтейл для кросс-кантри, т.к. крутить в гору лучше без лишних амортизаторов, он легче и тащить на себе его проще, ну и конечно чем меньше механизмов тем надежнее. Больше спасибо Himalayan Single Track за возможность взять в прокат отличный снаряд к тому же по очень приятной цене в 10$ сутки (всегда и для всех). В стоимость проката входит шлем на выбор и набор инструментов (вело-мультитул с выжимкой для цепи, камера, набор заплаток и клей, смазка, насос). Отмечу как важное: гидравлические дисковые тормоза, пружинно-масляную вилку в 120 мм. с блокировкой и педали платформы.
- Были ли какие-то поломки вела или у тебя травмы в пути?
- Раньше, во время городских покатушек на своем байке, я переломал, наверное, все велозапчасти, вплоть до рамы, и морально был готов ко всему. Я знал, как это чинить, а главное, как этого избежать! Во время пути все же я был не совсем осторожен, гонял в удовольствие, а на привалах вспоминал триал элементы. За все время я потянул колено и дважды порвал цепь. Проблемы были только с коленом, выручил эластичный бинт, обезболивающее внутрь и снаружи + щадящий режим. К перевалу коленка заработала как новая :)
- В каких вещах ты ехал, что с собой брал?
- Вещи для этого путешествия - это отдельная история! Благодаря тому, что во время трека вы все время живете в гостевых домах, спите на кроватях и кушаете в кафе, тащить с собой можно только зубную щетку, книжку на вечер и парочку теплых вещей для перевала. Может пригодиться небольшая аптечка и ремнабор. Сразу скажу, что жилье стоит 50-100 р. ночь, еда 300-600 р. день. И это – еще одна причина, почему трек так подходит велосипедистам!
Но, помимо необходимого, в моем рюкзаке был ещё ноутбук, фотоаппарат, камера гопро, электронная книга, телефон, музыкальная шкатулка, различные зарядные девайсы и много ещё чего, не шибко нужного. К тому же, чтобы сэкономить, мы взяли с собой газовую горелку, газ, чай, мюсли и множество вкусностей для перекуса (орехи, сухофрукты, конфеты). В итоге вместо 10 литров рюкзака и 5 кг за спиной у меня было 20 литров и 10-15 килограмм. Для желающих ехать совсем налегке - портер-носильщик с грузоподъёмностью до 25 кг. будет стоить 10$ в день.
Так как к моменту начала трека у меня были только тапочки, шорты, и сплавная каякерская одежда, кое-что мне пришлось докупить. В итоге я ехал почти всегда в таком велокостюме (типа женских лосин :)), которые видел лишь на картинках с веломарафонов, в китайских кроссовках, кепке на подъёмах и шлеме на спусках. Вечером после душа я одевал легкое термобельё, шорты, футболку и тапочки. С набором высоты становилось холодней и мне пригодились шапочка, варежки, пуховая жилетка и мембранная легкая куртка.
Приятной опцией Непала, является возможность купить все необходимое в Катманду или Покхаре, от носочков и конфеток, до высокотехнологичных мембранно-пуховых оутдор изделий и сублимированного мяса. И все это за очень смешные деньги, особенно, если знать места и иметь небольшой навык в уличной торговле.
- Как менялось самочувствие с набором высоты?
- Как и в прошлый раз (когда шел в трек пешком), собственно никак, разве что на перевале чуть сложнее дышать, но бегать все ещё можно :)
Если не торопиться и плавно набирать высоту особенно после 3000 м. (не более 500 м в день!) и должной акклиматизации, никакая горная болезнь вам не грозит. Молодым и здоровым можно поэкспериментировать, заранее ознакомившись с вопросом!
- Как на тебя реагировали встречные/попутные треккеры?
- Как на клоуна :) А если честно, то туристы других стран сильно отличаются от наших. Все друг с другом здороваются, знакомятся, желают удачи и всячески подбадривают. И, конечно, когда они, тяжело идя по тропе, провожали взглядом проезжающего мимо велосипедиста, а на привалах наблюдали мои стрит-триал трюки - все это у них вызывало восхищение, ну, или как минимум интерес. Особенно приятно было говорить, что я из России.
- Встречались ли велотуристы?
- За неделю нашего трека братья по несчастью повстречались трижды. Первый раз это была группа из двух девочек и непальского велогида. На прямой они вкручивали неоправданно быстро, а вот в горку совсем не могли ехать, не смотря на то, что их вещи несли портеры. Похоже, это был коммерческий тур и девочкам он давался с трудом.
Один раз мне повстречался местный паренек на покалеченном временем маунтинбайке, с одним тормозом и одной передачей. Не смотря на свой чудо-вел, он лихо преодолевал пространство от одной деревушки к другой. Глаза его горели как звезды и было понятно, что он найдет кучу причин съездить к бабушке, но на самом деле ему интересен лишь маунтинбайк.
Уже на подходе к перевалу, издалека, я заметил настоящего вело-путника. Это был китаец, он ехал с другой стороны и уже преодолел Торонг-Ла, лицо его было обветрено, на двухколесном друге висели большие сумки и было понятно, что путь его сродни великой стене. Мы поздоровались, словно старые друзья, и пожелали друг другу удачи. Не задавая лишних вопросов о дороге, у каждого она своя, мы двинулись в разные стороны.
- Как в гэстхаусах реагировали на вел?
- Людей, рожденных на крыше мира, в месте, где все ищут просветления и умиротворения, довольно сложно чем-то удивить. Непальцы, живущие на тропе к небу, повидали немало белых чудаков и каждого из них готовы обогреть и накормить. А для вашего двухколесного друга всегда найдут удобное местечко.
- Перед тем как поехать на велосипеде в этот трек, интересовался, может где-то отчеты видел, что такой трек "закатывали"?
- Довольно интересный термин, закатывали, это как асфальт закатывают что ли? :)Когда мне впервые пришла в голову эта мысль и вплоть до её осуществления, я четко верил, это возможно и мне по силам.
Остальное было не важно. Не важно то, что до этого моя самая длинная поездка была длинною в 30 км в пригороде, потому что мы плутанули в лесу. Не важно, что, когда приходилось крутить педали на первой скорости, я предпочитал пройтись пешком. Не важно, что в 2009 году на перевале я видел как два здоровых мужика с плохим самочувствием спускались пешком, а следом за ними шли портеры и несли их крутейшие велики.
Лишь перед стартом я залез в гугл и решил глянуть информацию на эту тему. Скачав парочку отчётов я мельком ознакомился с ними уже на тропе, во время стоянок. Вывод напрашивался сам собой, сделать это возможно, но, судя по отзывам, довольно сложно. Первое подтверждаю, второе зависит только от вашего опыта, взгляда на мир и акклиматизации!
- Костя, расскажи, пожалуйста, о нитке маршрута и, в общем, свои рекомендации по нему.
- По дням: 1 Катманду (авт.) Бульбуле (вел.) Бахунданда – 2 Чаме – 3 Мананг – 4 Мананг (акклм.) – 5 Ледар – 6 Хай-Кемп – 7 Муктинатх – 8 Джомсон – 9 Покхара (авт.)
На велосипеде будет легче доехать до Татопани, и возможно даже быстрее, чем трястись на автобусах! Да и дорога довольно красивая, хотя машин и автобусов уже гораздо больше.
Считаю логичным и интересным данный трек с Бульбуле до Татопани пешком или на велосипеде не важно, на 8-10 дней + два дня на автобусы.
Для тех, кто торопиться уехать на джипе можно с Муктината за один день в Покхару, а начинать трек так же с джипа, но куда он доедет, будет зависеть от строительства и обвалов на дороге Бесисахар-Мананг. В любом случае проехать через 5416м за 5 дней или меньше опасно для здоровья! И вообще ехать в Непал меньше чем на две недели непростительная роскошь, и даже преступление :)
- На сколько трек проезжаем на колесах?
- Думаю, что для любого, кто может часов 5 в день сидеть в седле и крутить педали на протяжении 10 дней, трек проезжаем как минимум 50\50. Но если при этом Вы будете лишь бороться с собой, рискуете потерять самое главное. Мне удалось проехать около 70% дороги, а возможно было и все 90%.
Первая ошибка была стратегической. В начале трека есть альтернатива основной тропе, это грунтовая или щебенчатая дорога, идущая параллельно и, как правило, с другой стороны реки, либо уходящая серпантином в сторону. Но и тропа, и дорога всегда сходятся вместе в основных местах стоянок. Сначала я выбирал тропу, т.к. думал, что там красивее, рядом друзья и нет пыли от проезжающих мимо машин. Поэтому приходилось довольно много носить вел на себе (тропа рассчитана только на пешеходов и имеет довольно много крутых спусков и подъёмов со ступенями). Когда мне это надоело, я поехал по дороге и был очень доволен результатом. Во-первых, с друзьями мы всегда встречались в крупных деревеньках, с дороги вид был не менее красивым, а порой и лучше (больше обзор) а машины и вовсе встречались лишь первые два дня не более 5-10 штук в день. Дальше на дороге есть обвалы и машины попросту не могут проехать, но эта ситуация может измениться в любой момент, хотя не думаю, что это произойдет скоро.
Вторая причина - моя не достаточная велоподготовка. Как уже говорилось, я никогда не катался на длинные расстояния, а последние 6 лет и вовсе велоспорт проходил от меня в стороне. Но если вы захотите забраться на колесах на высоту 5416 м, то будьте готовы, что во время велотрека Вас будут ждать несколько затяжных подъёмов, где нужно крутить педали на первой скорости не менее часа. И тут конечно я выбирал прогулку рядом с другом, дабы не отвлекаться от созерцания великолепных картинок.
Ну, а в-третьих, думаю, никому не удастся избежать подъёма вела на собственной спине в первую часть перевала, от Тронг-педи до Хай-кемпа, далее, если позволит здоровье можно ехать верхом. Ну, и конечно, во время всего трека будут встречаться небольшие отрезки пути которые можно пройти лишь рядом с велосипедом, а их протяженность и количество будет зависеть только от вашего мастерства и опыта.
Расскажу и ещё об одной причине, меня она миновала, но может доставить проблему другим. Если ваше самочувствие будет сильно ухудшаться с набором высоты, то езда по горным тропам (особенно вдоль обрывов) будет очень опасной из-за плохой координации и придётся довольно много идти пешком.
- Кто тебе помогал в осуществлении твоей мечты?
- Конечно, можно перечислять до бесконечности тех, кто помогает нам на нашем жизненном пути. Но все же, что касается настоящего велоспорта, как и любого другого личного вида активности, есть только ты и цель, и можно рассчитывать только на свои силы.
Но все же, хотелось сказать спасибо Василию Порсеву, за то что открыл для меня Непал, Riverzoo за поездки в Гималаи, Halti за предоставленное снаряжение, друзьям за теплую компанию (отчет друзей глазами пешеходов) и непальцам за гостеприимство.
- Где тебе нравится кататься на Алтае? Что бы там закатил?
- На Алтае мне очень нравится кататься на реках, и мой каякинг совсем не оставляет времени на что-то другое. Но, если говорить честно, когда я вижу машину с прицепом "ВелоБарнаул", а вижу я её довольно часто, сидя за рулем машины Riverzoo, ооочень хочется не важно куда отправиться с этими ребятами.
Давно мечтаю скатиться с Чикетамана по старой дороге, с удовольствием бы сходил в вело-поход на недельку, но, чтобы без асфальта и авто поддержки, по уши в грязи, с ссадинами от падений, поломками и приключениями, в общем в настоящее велопутешествие. И очень жаль, что закрыли даунхильную трассу в Манжероке и перестали поднимать с байком на подьемнике.