Для создания проекта велосипедных дорожек необходима лицензия ФСБ

19 апреля 2012

Когда в конце декабря на сайте госзакупок появился конкурс на составление «отраслевой схемы велодорожек в Москве», обычный москвич Алексей Митяев понял: никто не знает, где их лучше делать, кроме самих велосипедистов. С друзьями он организовал группу в Facebook, собрал единомышленников и бросил вызов государственной машине. О том, действительно ли люди со стороны могут выиграть тендер, почему все подряды достаются НИИ Генплана и как заставить властей хотя бы часть денег потратить на дело Алексей и рассказал.

Велодорожки в Москве

«ПОПИЛЯТ И НЕ СДЕЛАЮТ»

Последние несколько месяцев я занимаюсь очень необычными для себя вещами. Честно, никогда не думал, что буду с интересом изучать сайт госзакупок, разбирать технические задания, отслеживать этапы работы комиссии, но вот пришлось. Началось всё с того, что, прочитав очередную новость про «развитие велодвижения» в Москве и «транспортную концепцию на ближайшие четыре года», я не просто закрыл вкладку. Вспомнив неудачную первую велодорожку на Воробьевых горах, которая утыкалась то в клумбы, то в шлагбаумы, я зашел на сайт правительства и попробовал разобраться, что же конкретно хочет сделать мэр. Во всей концепции — всего две страницы про велосипеды. Посмотрите, никаких дорожек в центре они строить вообще не собираются.

Тогда я решил узнать, а сколько денег выделят под создание велотраспортной инфраструктуры. Оказалось - 26 с лишним миллионов рублей. Цена квартиры в центре Москвы. И снова я не просто закрыл страницу с мыслью, что чиновники, как всегда, «попилят бабло и ничего путного не сделают», а зашел на портал госзакупок. Это такой сайт, на котором государство находит себе подрядчиков для самых разных работ. Правда, обычно его просматривают только журналисты в поисках горячих тем, Навальный и пара-тройка аффилированных с государством компаний, которые на закупках наживаются. Рядовой горожанин туда, конечно, никогда не заглядывал. Да и понять что к чему на первый взгляд невозможно. Впрочем, даже мне, человеку максимально далекому от госзакупок, потребовалось всего-навсего пять минут, чтобы разобраться, как это работает. Я нашел лот о велодорожках и опубликовал информацию, ни на что особо не намекая, на своей странице в Facebook. Так и началась эта история.

ГРУППА «ГОСЗАКАЗ»

Мне написал Антон Мейк, автор альтернативной велосхемы Useless, и спросил, почему бы нам самим не поучаствовать в этом тендере. Вокруг нас собрались человек 8–10, которые задались тем же вопросом. Среди наших друзей и знакомых оказались ребята из Велотранспортного союза и Института проектирования велотранспорта — они взяли на себя подготовку исследовательской части. Ребята из Wow Moscow, которые занимаются новым брендом города, провели небольшую пресс-конференцию в «Интерфаксе». Антон собрал несколько круглых столов, чтобы обсудить эту тему.

Кто-то посоветовал своих знакомых из компании «Безоткатные поставки», которая могла бы как юридическое лицо участвовать в конкурсе. Сам я собирался подготовить crowdsourcing-платформу, чтобы собирать мнения обычных москвичей о том, где им нужна велодорожка. Связался с ребятами, которые делали подобную карту для Нью-Йорка, — они согласились помочь с разработкой. В общем, под каждую задачу мы легко нашли нужных людей, и сумасшедшая идея участвовать в государственном тендере становилась всё более реальной.

Исход дела вы, наверное, знаете: в конкурсе победил НИиПИ Генплана — проектная организация, созданная еще в советское время при Москомархитектуре. Но если раньше весь госзаказ на проектирование в Москве уходил Генплану автоматически, то с переходом на рыночные отношения им приходится участвовать в конкурсах на общих основаниях и доказывать свои возможности. Понятно, что у них есть очевидные преимущества и они могли победить нас в честной борьбе. Вот только борьба была нечестной.

ТАЙНА СПЕЦСЛУЖБ

О том, что для участия в конкурсе на разработку схемы велодорожек нужна лицензия на работу с гостайной, я узнал из технического задания сразу. У нас, конечно, такой лицензии нет и быть не могло, она может быть только у серьезных компаний с постоянным штатом, на ее получение нужно потратить несколько месяцев и, как пишут, несколько миллионов рублей со всеми сборами и поборами. Правда, и здесь нашлись люди — я написал в «Роспил» и попросил их юристов разобраться, насколько требование лицензии законно. Уже через несколько дней со мной связался координатор проекта Константин Калмыков. Они готовили жалобу в УФАС.

Впрочем, это не помогло. Любой здравомыслящий человек понимает, что требовать лицензию ФСБ закономерно только в том случае, если государство планирует проложить велодорожки по каким-то секретным объектам. Если нет — можно выдать разработчику карту любого масштаба, просто убрав с нее объекты, составляющие гостайну. Но, повторюсь, исход дела известен: ФАС отклонила первую и вторую наши жалобы, продолжая ссылаться на тайны ФСБ. Мы проиграли, и, судя по всему, это должен быть конец истории. Но есть еще два вопроса, на которых я хочу остановиться.

1. ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Мы много слышим от московских властей об изменении облика города. Всё, что касается инфраструктуры, выражается в составлении отраслевых схем: велодорожек, магазинов, ларьков, гостиниц, объектов туристической привлекательности, общественных туалетов, в конце концов. Так вот, начиная с осени 2011 года Москомархитектура разместила на госзакупках больше полусотни подобных конкурсов на общую сумму около одного миллиарда рублей. И кто же выиграл эти конкурсы? Правильно, тот самый НИИ Генплана и еще одна организация — ГлавАПУ — главное архитектурное управление. Причем 44 конкурса на отраслевые схемы прошли только с одним участником. И я бы поверил, что лишь две компании во всей Москве могут выполнять такие проектные работы, если бы не было истории с велодорожками и лицензией. Очевидно, что техническое задание составляется таким образом, чтобы заранее ограничить круг потенциальных участников.

2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Когда я понял, что схемой велодорожек в Москве будет заниматься Генплан, я попробовал связаться с ними, предложить провести общественные слушания, собрать круглый стол — хоть как-то учитывать мнение горожан. Но специалист по связям с общественностью решительно ответил, что никаких слушаний не будет. Где жителям нужны велодорожки, где гаражи, а где общественные туалеты, решают они и только они. Мнение жителей им неинтересно. Иногда мэрия, конечно, делает вид, что ждет какую-то помощь от горожан, но и эти конкурсы заканчиваются ничем. 

Спонсор публикации: компания по проектированию домов в Европе

http://the-village.ru

Возврат к списку

Комментарии:

насчёт форума могу сказать вот что: у нас он в принципе какой-то совсем неадекватный =)

А велодорожки велосипедисты знают где им нужно, только и всего. Конечно, по-уму это нужно было бы делать с учётом всяких мелочей, но их в общем-то никто и не собирается делать. Ибо государство у нас то ещё говно, но валить отсюда глупо. Но это уже совсем другая тема...
тезис - "Велосипедисты лучше всех знают, где делать велодорожки" мягко говоря спорный. Адекватность велосипедистов - известная тема для шуток. достаточно форум почитать.
полный 3.14здос.
И некоторые, зная о такой, мягко говоря, фигне, считаю наше государство адекватным. КАК?!