Любителям велоспорта, возможно, наравне с автомобилистами придется испытать все прелести общения с сотрудниками ГИБДД. Вчера в Москве Министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил ввести в России систему регистрации велосипедов. Выступая на открытии нового здания отдела ГИБДД в подмосковной Дубне, министр отметил, что система регистрации велосипедов (на подобии получения регистрационного номера для автомобиля – ИФ), может оказаться крайне полезной для безопасности дорожного движения. "В европейских странах вы можете взять велосипед напрокат. Многие из них, я видел, имеют идентификационные номера, так что они, наверное, тоже помещены в полицейские базы данных. Поэтому, может, и нам придется (ввести регистрацию - ИФ)", -- сказал глава МВД.
Идея главного милиционера вызвала недоумение у большинства общественников и транспортных экспертов. Уже который год правоохранительные органы пытаются добиться введения обязательной регистрации для мопедов с мощностью до 50 л.с.. Сейчас получать права на управление и регистрационные знаки на мотоцикл обязаны владельцы машин, превышающих эту мощность. На остальных мопедах можно ездить без прав и без номеров. Попытки изменить эти законы постоянно проваливаются. На фоне таких неудач с мопедами, разговоры о введении регистрационных знаков для велосипедов выглядят более чем странными.
"С таким же успехом можно предложить повесить регистрационные знаки на каждого пешехода. Пешеход тоже является участником дорожного движения. Даже с законодательной точки зрения ввести такие поправки достаточно сложно. Необходимо менять кучу законов, начиная от ПДД и заканчивая некоторыми статьями КоАП", - заявил лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
Как уже упоминалось, предлагая ввести регистрацию велосипедов, Рашид Нургалиев сослался на международный опыт. Однако ни в одной европейской стране регистрация номерных знаков на велосипеды не практикуется. Сейчас закон, обязывающий ставить велосипеды на учет в правоохранительные органы, существует только в Зимбабве и Китае.В обеих странах практика регистрации данных колесных средств была введена исключительно чтобы обезопасить их владельцев от воров. Как в Зимбабве, так и в Китае они являются одним из основных средств передвижения. Естественно, что количество их угонов было просто огромным. Чтобы хоть как-то справиться с бандами угонщиков и дифференцировать угнанные велосипеды, власти решили ввести их официальную регистрацию. В России же, где больше половины года ездить на велосипеде просто невозможно по метеоусловиям, говорить о повальной велосипедизации и необходимости вести реестр и этих транспортных средств просто не целесообразно.
"В Германии в 30 – 40-х гг. и в СССР в 50 – 60-х гг. уже была практика регистрации велосипедов. Тогда это также было связано исключительно с большим количеством угонов этого транспортного средства. Сейчас подобных правил нигде в мире нет. На мой взгляд, идея министра ввести такую регистрацию напрямую связаны с новой волной обсуждения необходимости регистрировать мопеды с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил. Делая заявление о регистрации велосипедов, силовики пытаются отвести внимание от проблемы с мопедами и, наконец, протолкнуть свой поправки в закон", - заявил "Интерфаксу" транспортный эксперт заместитель главного редактора журнала "Моторевью" Александр Остапов.
По мнению Остапова, вместо того, чтобы придумывать для велосипедистов дополнительные трудности и делать новые бюрократические преграды, нужно, наоборот, создавать для них все условия. С ним согласен и лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
"Велосипедисты и так обязаны соблюдать правила дорожного движения. В частности, они не имеют право ехать дальше правого крайнего ряда. Но как им там ездить, если весь крайний правый ряд всегда заставлен машинами. В Европе, где действительно заботятся о безопасности дорожного движения, для велосипедистов существуют отдельные выделенные полосы, расположенные при этом не на проезжей части, а на тротуарах. Если министра так заботит безопасность любителей велоспорта, то лучше бы он выступил за создание таких же дорог и в Москве", - считает Вячеслав Лысаков.
Между тем, предложение ввести регистрацию на велосипеды недавно рассматривали и другие страны, соседствующие с Россией. Так, в июне месяце Дирекция безопасности дорожного движения Латвии (CSDD) также рассматривала возможность ввода подобной процедуры. Начальник CSDD Андрис Лукстиньш объяснил свое решение увеличением числа краж велосипедов (с начала 2008 г. в Латвии их зарегистрировано 354), а в качестве положительного примера подобных процедур, привел введенную недавно регистрацию квадрациклов, которая поспособствовала снижению числа их краж. Регистрировать велосипеды хотели и в Белоруссии, но вовремя отказались от этой идеи, решив, что количество велосипедистов в стране пока не так значительно, чтобы менять из-за них законодательство и нагружать местные правоохранительные органы новыми проблемами.