Страна без света, но с душой

23 июня 2008

Перевал НайзаташНесколько дней назад трое барнаульцев из туристического клуба «Альтаир-Алтай» вернулись с велосипедного похода «Фаны-Памир». Маршрут велопутешественников проходил по трем странам бывшего Советского союза - Узбекистану, Таджикистану и Кыргызстану. За месяц путешествия ребята преодолели четырнадцать перевалов и более 1700км пути. Среди барнаульских велосипедистов на сложный маршрут отправилась одна девушка Светлана Глушкова, которая и рассказала нам подробнее о походе.

- С вокзала Барнаула нас отправлялось четверо, но с одним из участников Дмитрием Копытковым, через три дня после завершения Фанской части маршрута, нам пришлось расстаться, – с сожалением говорит Светлана. – Причиной тому стало тяжёлое отравление, от которого Дима так и не смог отправится, чтобы продолжить путь с нами.

О маршруте.
Когда читали отчеты других групп о путешествиях по данному азиатскому региону, то заметили, что обычно нитка маршрута проходит либо по Фанским горам, либо по Памиру. Такой выбор, как правило, обусловлен недостатком времени у путешественников либо нежеланием пересекать границы соседних республик. Мы решились объединить два этих сложных региона в одном походе. В результате, как мне кажется, получился очень красивый и разнообразный маршрут. Май – нетрадиционное и суровое время для путешествия по высокогорному Памиру: низкие дневные температуры, снежный покров на перевалах, сильные ветра. Однако для средних высот время самое удачное – природа пышет, степи еще не успевают выгореть, радуют зеленью и цветами. Азия – очень удобный район для велотуризма: регион с уникальной природой и ландшафтами находится совсем под боком, сюда не требуется виз и дорогостоящих перелётов, нет проблемы со знанием языка.

Подготовка.
Готовились мы к этому походу очень серьёзно. Команда у нас слаженная, прошли совместноПамируже не один поход. Перед походом в течение марта и апреля мы откатали 1500км каждый, тренировались 3-4 раза в неделю. За неделю до выезда сделали тренировочный трёхдневный велопоход по Горному Алтаю. Всё это позволило нам пройти маршрут в высоком спортивном темпе и завершить его с опережением графика.

На границе.
Во время нашего путешествия мы пересекли шесть государственных границ, и проходили множество погранзастав. Особых проблем с пересечением границ у нас не было. Когда узнавали, что мы русские, да ещё и спортсмены, то просто проверяли регистрацию, записывали наши данные в журналы и желали счастливого пути. Для въезда в Горный Бадахшан нам потребовались пропуска, которые мы оформляли заранее в Душанбе. Очень жаль, что с развалом Советского союза между нашими странами стало столько формальных преград для свободного передвижения граждан.

Дороги.
Дороги в Таджикистане – это тема отдельная. Как их построили ещё в советские времена, так они практически не ремонтировались. Если на Памире асфальт сносного качества был практически везде, за исключением подъёмов и спусков с перевалов, то на участке от Айни до Хорога от былого асфальта остались одни воспоминания.
На второй день нашего путешествия мы попали в селевой поток, сошедший на дорогу после дождя.  Довольно часты тут сходы камней и обвалы. С одним из таких довольно крупных  каменных завалов мы встретились при подъёме к тоннелю «Анзоб». Камни сошли буквально за час до нашего появления на дороге. Для машин этот завал проблема, а мы победно проезжаем его. Водители дружно нас приветствуют, дают напиться воды, так как наши фляжки уже сухие.
ПамирСам тоннель «Анзоб» произвёл на нас неизгладимое впечатление. В поселке перед тоннелем мы узнаем от местных, что на велосипедах там не проехать – воды по колено. Подсаживаемся в машину с иранскими рабочими. На протяжении всех пяти километров тоннеля по полу, стенам, и с потолка  бегут ручьи,  плюс к этому тусклое освещение внутри, сильная загазованность, необработанные стены и груды породы на въезде и выезде. В общем, этакий «тоннель в преисподню», хоть фильмы снимай.
Памирский тракт проходит по высокогорному плато с перевалами свыше 4000м. Запоминающимся моментом похода стало преодоление самого высокого перевала бывшего Советского Союза - перевала Акбайтал высотой 4655м, что выше самой высокой вершины Сибири горы Белуха.  Дышать на такой высоте сложно – сказывается недостаток кислорода.
Самым сложным и суровым участком маршрута стало преодоление долины Маркансу, которую ещё называют «долиной смерти» за сильные встречные ветра и мелкую пыль, которую в нашем случае заменял снег, и перевала Кызыл-Арт. Дорога по долине и на подъёме на перевал представляла собой сплошную «гребёнку» с постоянным набором высоты,  ледяным ураганным ветром и снегом в лицо. На спуске с киргизской стороны дорогой это и вовсе назвать сложно – сплошная красная жижа, красные реки и ручьи, красные горы вокруг и непрекращающийся снег. Зато только в такие моменты понимаешь, как здорово, сбросив более 1000 метров высоты, спуститься ниже границы снега и отдохнуть на зелёной травке.
В последнее время на территории Таджикистана и Кыргызстана довольно много дорог строят и ремонтируют китайцы. Делают они это очень качественно, так что можно надеется, что через несколько лет ситуация изменится к лучшему.

Население.
Народ в Азии очень гостеприимен. В кишлаках местные расспрашивают, кто мы и откуда, очень радуются тому, что русские, приглашают в дом, угощают, с ностальгией вспоминают о былых временах.  Наверное, так сложилось, что чем в более тяжёлых условиях живёт народ, тем люди добрее и отзывчивей. А живётся таджикам действительно не сладко. Работы практически нет, половина населения Таджикистана уезжает на заработки в Россию. В большинстве кишлаков нет электричества, хотя лэп протянуты. Страна экспортирует электроэнергию в Узбекистан и Афганистан, оставляя своё население ни с чем.
Много здесь ещё осталось отголосков прошедшей гражданской войны: разбитые танки по обочинам, знаки, предупреждающие о противопехотных минах. Когда мы остановились в кишлаке Кафтаргузар,  местные жители, рассказывали о том, как во время гражданской войны оказались на границе конфликта «вовчиков» и «юрчиков» и много натерпелись и от тех и от других, когда расстреливали не спрашивая, за кого ты и чей ты. Тем не менее, люди не озлобились.
В Чарсеме хозяин местного магазина позвал нас домой обедать. Меня очень удивила обстановка его жилища. Дом выглядел как музей – настоящий традиционный дом! Хозяин долго рассказывал нам про гражданскую войну: про то, как исмаилитам помогал Ага Хан, про то, как по «дороге жизни» из Оша шла гуманитарная помощь…

Дети.
Чем существенно отличаются кишлаки от наших российских деревень, так это тем, что здесь очень много детей. Проезжая утром по кишлаку наблюдаешь, как они в школьной форме идут на занятия.
Повышенным вниманием местная ребятня начала нас одолевать в первый же день выхода на маршрут. Для детей туристы в диковинку - бегут за нами, радостно кричат, дорогу перегораживают! Единственное, что раздражало,  -  когда дети или взрослые здороваются «Hello!», принимая нас за иностранцев, которые в этих местах, видимо, бывают довольно часто. Уж очень нам хотелось слышать в этой бывшей советской стране родной язык.

Природа.
Природа здесь полноправная хозяйка, и она не уставала напоминать нам об этом Снег на Памиреразрушенными дорогами, селями, непогодой, снегом, пыльными бурями. Масштабы горных систем поражают, на Алтае такого не встретишь. Нет у нас и перевалов высотой более четырех тысяч.
Очень своеобразна погода на Памире: просыпаешься сутра, небо затянуто свинцовыми тучами, лютует ветер, сыплет снег, но стоит взойти солнцу, как тучи растягивает, ветер меняется, и жизнь начинает налаживаться. И в этом весь Памир: есть солнце – есть жизнь.
 В Фанских горах и в районе Душанбе климат более мягкий и очень жарко – дневные температуры бывают до +40С даже в мае.

Поломки.
Были несколько проколов колёс, несколько сломанных спиц, под конец похода у меня начала разваливаться амортизационная вилка. Самой серьёзной поломкой похода стал лопнувший  на спуске с  перевала обод, с которым мы «пронянчились» всю оставшуюся часть маршрута, но всё-таки заставили его продержаться до конца!

Мы долго мечтали об этом маршруте, готовили его, и, наконец, его прошли – подытоживает Светлана. – И этот месяц стал не просто походом, а кусочком жизни в пути – важным и интересным, со своими трудностями и радостями. Однажды в Душанбе к нам подошёл на улице пожилой человек, сказал: «Знайте, русские, вы - Великий народ!» и стало так тепло и радостно на душе.

Алёна Зайковская

Возврат к списку

Комментарии:

А я только сейчас увидела, что эта новость и на Велобарнауле была.Алёна, спасибо!
Завидовать не надо. Надо строить планы.... :)
супер путешествие... так завидую...