Департамент транспорта Великобритании намерен потратить 100 млн фунтов стерлингов (более 4,6 млрд рублей) на развитие велосипедного транспорта стране. Эти средства пойдут на адаптацию дорог под велосипедное движение и субсидирование их проката населению. В Москве тоже скоро должны появиться специальные велосипедные дорожки и целая сеть проката велосипедов a la France.
Министерство транспорта Великобритании выделило огромную сумму на развитие велосипедного транспорта - 100 млн фунтов стерлингов (более 4,6 млрд рублей). Эти средства будут направлены на создание в центральных частях городов Великобритании сети проката велосипедов. Более 2,5 млн жителей Лондона и еще 11 городов получат специальные пластиковые карты, по которым они смогут в течение целого года бесплатно забирать с прокатной стоянки велосипед. Первые полчаса поездки - бесплатные. Если за 30 минут не вернуть велосипед на стоянку (любую из многочисленных), то придется заплатить за услугу из расчета один фунт стерлингов (около 46 рублей) за час.
Уступи дорогу велосипедисту
Власти Великобритании также намерены построить велосипедные дорожки, которые бы соединили пригород и центр города, закупить побольше велосипедов, выделяемых для обучения школьников с 1100 до 2000, а также заменить предупреждающие дорожные знаки "Велосипедисты спешиваются" на "Уступи дорогу велосипедисту". Перекрестки, признанные опасными для велосипедистов, будут модернизированы таким образом, чтобы водители авто снижали перед ними скорость.
Кроме того, власти страны создадут специальные команды механиков для тех, кто не может позволить себе купить новый велосипед и ездит на старом. Механики его отреставрируют.
Велосипедная Европа
Европа уже давно превращается из автомобильной в велосипедную. Европейские власти не жалеют средства на то, чтобы пересадить городских жителей на велосипеды. К примеру, Бристоль инвестировал в развитие велотранспорта еще больше Великобритании - 11,4 млн фунтов стерлингов.
Количество поездок на велосипеде в Европе непрерывно растет. Например, в Германии ежегодно продается 4,5 млн велосипедов, а количество перевозок с использованием велотранспорта достигает 20% от всего объема пассажирских перевозок. В Нидерландах доля велосипедного сообщения в целом по стране составляет 27%.
В Копенгагене на работу на велосипеде ездят 27% трудящихся, и правительство Дании намерено в ближайшие годы увеличить их долю до 50%, рассказывает президент Велотранспортного союза и Русского клуба велопутешественников Игорь Налимов.
Россия серьезно отстает
В Москве ежегодно продается около 1 млн велосипедов. Велосипедный парк сейчас составляет в столице - более 3 млн штук. Но в России этот вид транспорта как в качестве личного, так и в качестве коммерческого абсолютно не развит. Велосипед используется только для передвижения на даче или в городских парках, говорит президент Велотранспортного союза и Русского клуба велопутешественников Игорь Налимов.
Неразвитость и непопулярность этого вида транспорта объясняется в первую очередь отсутствием развитой инфраструктуры. Дороги у нас низкого качества, поэтому ездить на них небезопасно, отдельных велосипедных дорожек нет, также отсутствует культура вождения со стороны автовладельцев, - говорит Игорь Налимов. При этом, по его мнению, использование велосипеда как личный транспорт очень актуально для поездок на расстояние до 5 км, уверен Налимов. При скорости 15 км/ч велосипедист преодолевает 5 км пути за 20 минут, что позволяет доехать до места быстрее, чем на общественном транспорте, и дешевле - говорит эксперт. Велосипед снимет нагрузку с автодорог и займет всего два метра площади стоянки.
Погода не является определяющим фактором развития велосипедного транспорта. Как показывает опыт Финляндии и других северных стран с климатическими условиям, близкими Центральной России, велотранспорт может активно использоваться не менее 8 месяцев в году, благодаря чему успевает окупать все производимые на него затраты, отмечает Наумов.
Велотранспортный союз предложил "Концепции развития велотранспорта в России" до 2017 года. Союз предлагает наладить использование велосипеда как в качестве личного средства передвижения, так и для грузоперевозок и велотакси. Велосипед как нельзя лучше подходит для развоза небольших посылок, пиццы и тому подобного, говорит Наумов. Например, доля велотранспорта в объеме перевозок мелких грузов в Великобритании составляет около 10%, а в Германии на малые расстояния (до15 км) коммерческим велотранспортом доставляется около 30% небольших грузов (пицца, почта, посылки, мелкие заказы), а на ближние расстояния (до 5 км) - до 40%.
Велотакси предполагает наличие сзади велосипеда двух сидений, которые позволяют перевозить двух человек. Как рассказывает Наумов, велотакси очень популярный способ передвижения на Кубе, в Чехии, Австрии и в ряде стран Юго-Восточной Азии. На Кубе, например, поездка на велотакси на 500 м для туристов стоит 1 евро, но для местных жителей в 10 раз дешевле. Велотранспортный союз обращался с разработанной концепцией в Министерство транспорта РФ, но она не нашла там отклика.
Мэр столицы Юрий Лужков более активно пытается пересадить столичных жителей не на велосипеды, а на малолитражки. Весной этого года Лужков пообещал дарить всем покупателям малолитражных автомобилей по тысяче долларов на бензин. Инициативой главы города является и повышение транспортного налога для москвичей с 1 января 2009 году. Для всех легковых автомобилей с мощностью двигателей более 125 л.с. налог вырастет в полтора раза. Для остальных - останется небольшим.
Лед тронулся
Однако правительство Москвы начало делать первые шаги и на пути пересаживания москвичей и на велосипеды. В апреле этого года столичный градоначальник поручил подготовить распоряжение "О создании сети прокатных пунктов велосипедов в городе Москве". Для этого привлекли французскую компанию Deco, которая развивает подобную сеть проката в Париже. Сейчас компания готовит бизнес-предложение правительству города (о том, как работает прокат велосипедов в Париже читай в доп.материале).
В Париже первые полчаса проката велосипеда - бесплатно. Парижанам вполне хватает времени, чтобы доехать с работы до дома или обратно. А стоянки можно найти через каждые 300-500 метров (подробнее как работает велопрокат в Париже читай в доп.материале).
Власти намерены перенять также и опыт Финляндии. После поездки туда в апреле руководитель департамента природопользования Москвы Леонид Бочин издал распоряжение о внедрении опыта Хельсинки по строительству велодорожек в парках Москвы. Специальные дорожки для велолюбителей должны появиться в парках Царицыно, Бирюлевский дендропарк, Воробьевы Горы, Кузьминки, Измайлово и других. Однако никаких государственных программ по развитию велодорожной сети до сих пор не существует.