Одним из лидеров в производстве велосипедных компонентов является компания Shimano. Ввиду широкого охвата различных категорий запчастей, а также учитывая огромный багаж собственных новых идей и разработок, по некоторым позициям Shimano является бесспорным монополистом.
Одними из ключевых инновационных разработок компании являются:
- Дискретное переключение скоростей
Shimano была не первой компанией, придумавшей данную систему, но её технология Positron и система SIS стали единственными коммерчески успешными разработками. - Кассетная втулка
Будучи также не первой компанией, придумавшей кассетную втулку, компания Shimano тем не менее разработала систему позиционирования правого подшипника на оси втулки, которая исключила существующую проблему искривления оси. Поместив правый подшипник за пределы храпового механизма, компания выпустила на рынок втулки под 8- и 9−скоростные кластеры задних звёзд. - Звёзды Hyperglide и Interactive Glide
Подобные системы на порядок улучшили переключение передач на задних звёздах. - Ведущие звёзды Superglide
Система улучшения переключения скоростей для передних звёзд, аналогичная Hyperglide. - Ведущие звёзды Biopace.
Звёзды специальной формы, облегчающие нагрузку на коленные суставы. - Тормозная система SLR
Новый уровень в проектировании эффективных и легковесных тормозов. - Педали SPD
- Переключатели STI
К сожалению путь компании Shimano в разработке высосокачественных компонентов имеет и негативные стороны. К примеру, системы Hyperglide и Superglide работают только в определённом сочетании звёзд, и даже учитывая то, что компанией предлагается довольно широкий спектр вариантов, подобрать необходимую комбинацию удаётся далеко не каждому.
Группы компонентов Shimano
Большинство запчастей из разных категорий компания Shimano собирает в так называемые группы — набор из втулок, переключателей скоростей, деталей системы управления, тормоза, шатуны и пр. Некоторые группы класса
Группы шоссейных компонентов 1997 года
- Dura Ace 9−speed
- Ultegra
- 105SC
RX-100 - RSX
Группы компонентов для горного велосипеда 1997 года
- XTR (Применение титана, механизм Differential Plate, полые шатуны)
- Deore XT (Параллелограммные тормоза
V-Brake) - Deore
LX STX-RC - STX
- Alivio
Acera-X - Altus
- Tourney
Другие группы компонентов 1997 года
Более ранние группы
Соотношение и наследование разных групп компонентов между устаревшими и современными, разумеется, условное, поскольку с течением времени происходят различные технологические усовершенствования, которые часто не имеют ничего общего с более ранними разработками.
- 105 — 6−скоростная версия стала 105SC, как только были выпущены 7−скоростные системы и двухшарнирный тормоз.
- 200GS — современный Altus
- 300GS — современный
Acera-X - 400GS — современный Alivio
- 500GS — современный STX
- 600 — впоследствии стал 600EX с выходом дискретного переключения, далее 600 Ultegra (в сером цвете), как только были выпущены 7−скоростные системы. Когда появились 8−скоростные группы, обозначение 600 всё ещё осталось, но всё чаще появлялось как Ultegra. С наступлением 1998 года и выходом 9−скоростных систем число 600 уже полностью ушло в прошлое, и модельный ряд стал существовать как Ultegra.
- Deore — изначально группа компонентов появилась в начале 80−х как компоненты для туризма. Главной концепцией группы была возможность отрегулировать любой компонент при помощи одного шестигранника 6 мм. Позже данная группа разделилась на Deore XT для горного велосипеда и подгруппы DL и LX.
- Deore DX — позже была заменена Deore LX.
- Exage — (образована от комбинации слов «EXcellence» и «New AGE»). В своё время группа разделилась на Exage Country и Exage Trail. Это была первая группа оборудования, где было применено дискретное переключение скоростей на ведущих звёздах. При грубом приближении, можно считать эту группу оборудования схожей с современными
Acera-X или Alivio. - Ultegra — (сочетание слов «ULTimate» и «IntEGRity»). Одна из двух топовых групп компонентов для шоссейных велосипедов. В начале 90−х название Ultegra было добавлено к числовому индексу 600 с появлением 7−скоростных систем. С модельного ряда 1998 года Ultegra стала 9−скоростной группой компонентов и числовое обозначение 600 было исключено из названия.
Специальные термины и торговые марки Shimano
333
Старая не самая удачная модель 3−скоростной втулки.
Biopace
Вид ведущей шестерёнки некруглой формы, представленная компанией в 80−х годах. Подобная форма позволяет увеличить производительность при кручении педалей, улучшить контроль на внедорожном покрытии и уменьшить нагрузку на коленный сустав.
Crane
Переключатель скоростей высшей категории туристского оборудования 70−х годов.
Dura-Ace
Топовая линейка шоссейных компонентов компании Shimano. Существуют сложности с совместимостью новых и старых деталей
Dyna Drive
В начале 80−х годов компания Shimano представила систему шатунов и педалей с увеличенным диаметром резьбового соединения педалей. Это позволило разместить подшипник внутри резьбы, исключая тем самым необходимость в педальной оси. Основной целью данной системы было улучшить биомеханику кручения за счёт возможности разместить платформу педали ниже оси крепления к шатуну.
Eagle
Задний переключатель скоростей. Более массивная версия переключателя Lark, включая особо прочный кронштейн крепления и встроенную боковую защиту от ударов. Пожалуй, с точки зрения прочности, это был самый лучший переключатель, сделанный до появления компонентов Saint и Hone в 21 веке.
Exage
Группа компонентовКомбинация слов «EXcelence» и «new AGE».
EZ-Fire
Рычаги переключения скоростей.
EZ-Fire Plus
Рычаги переключения скоростей.
Front-Freewheel System (FFS)
В этой системе трещотка встроена в каретку, таким образом обеспечивая вращение цепи во время холостого хода. Это даёт возможность переключать скорости, не вращая педали.
Freehub
Задняя втулка со свободным ходом, храповой механизм которой встроен внутрь самой втулки, то есть не снимается с блоком ведомых звёзд. На шлицевой барабан таких втулок монтируется специальная кассета со звёздами.
Компания запатентовала конструкцию, при которой прижимной конус с правой стороны располагался ближе к концу оси, чем у обычной втулки, таким образом существенно повышая срок службы детали.
Hone
Группа компонентов, предназначенных для экстремальных дисциплин — даунхилла, фрирайда и др.
Hyperglide (HG)
Система специальных скосов и формы зубцов на задних шестерёнках, которая способствует более мягкому переключению, чем более старые системы. Звёзды устроены таким образом, что когда цепь переходит от одной звезды к другой, она сцепляется со второй звездой ещё до того момента, как окончательно соскочит с первой. Это делает переключение более бесшумным и мягким.
Hyperdrive-C
Обозначение для компактного привода.
Interactive Glide (IG)
Расширенный вариант Hyperglide. В системе обе стороны шестерёнок специальным образом отформованы для улучшения переключения на повышенные передачи. Звёзды системы IG более толстые, чем Hyperglide, в связи с чем некоторые цепи Shimano, предназначенные именно для Hyperglide звёзд, могут застревать на IG кассетах. Чуть более широкие цепи работают на обоих системах.
Lark
Задний переключатель скоростей.
Light Action
Специальная система крепления кабеля на заднем переключателе скоростей, спроектированная для снижения нагрузки на трос. Трос закреплялся на отдельном независимом подпружиненном рычаге, давая тем самым небольшой свободный ход перед непосредственным воздействием на параллелограмм переключателя. Данная система применялась на переключателях Lark и Eagle.
Low Flex Cantilever
Nexave
Группа компонентов.
Nexus
Торговая марка Shimano для всех компонентов, так или иначе относящихся ко втулкам с внутренней трансмиссией и со встроенным генератором.
Octalink
Запатентованная система шлицевого соединения шатунов и каретки. Интерфейс " >Octalink существует в двух разных видах.
Parallax
Специальные втулки с корпусом увеличенного размера, обычно относящиеся к запчастям для горного велосипеда. По сути, это всего лишь косметические, а не конструктивные изменения.
Positron
Это система была первой попыткой Shimano разработать дискретную систему переключения передач. Но сама система «щелчков» была встроена непосредственно в сам переключатель скоростей, а не в рычаг переключения. У «Позитрона» не было возвратной пружины, и в связи с этим многие модели оснащались сдвоенным тросом. На некоторых устанавливался специальный одинарный полужёсткий двухтактный
Power Modulator
Модулятор усилия — система контроля мощности, применяемая к переднему тормозу. Иногда классифицируется как антиблокировочная система на подобие автомобильных ABS.
RapidFire (RF)
Первая система переключения передач Shimano начала 90−х, расположенная под рулём. Два рычага переключения были предназначены для переключения на повышенную и пониженную передачу при помощи большого пальца велосипедиста. Это вызывало некоторую путаницу, поскольку механика обоих действий была абсолютно идентичной.
RapidFire Plus (RF+)
Следующее поколение системы RapidFire, где большим пальцем включались более крупные звёзды (пониженные передачи), указательным — более мелкие (повышенные передачи). Это решило проблему эргономики предыдущего поколения системы и устанавливается на все современные вертикальные рули.
RapidRise
Торговая марка компании Shimano для задних переключателей скоростей с обратной пружиной.
Santé
Старая группа компонентов shimano, близкая по идеологии с современной Ultegra.
Saint
Группа компонентов, предназначенных для экстремальных дисциплин — даунхилла, фрирайда и др.
Selecta
Система, разработанная компанией Shimano в конце 70−х — начале 80−х годов как попытка внедрения шлицевого крепления шатунов на каретке.
Servo Wave
Тормозной рычаг с прогрессивным усилием. В начале хода ручки, с меньшим выигрышем в силе, колодки быстро подводятся к ободу; ближе к концу хода, с большим выигрышем в силе, обеспечивалось более мощное тормозное усилие на ободе.
SGS, GS, SS
Обозначение длины лапки заднего переключателя скоростей. SGS — длинная, GS — средняя, SS — короткая.
SIS
Shimano Indexing System®. Торговая марка, относящаяся к дискретной системе переключения передач.
SLR, Super SLR
Shimano Linear Response®. Совокупность улучшений конструкции тормозной системы, направленная в основном на снижении коэффициента трения. В частности, в систему входило использование бескомпрессионный рубашки троса и слегка подпружинивающего калипера и рычагов консольного тормоза. Также, в систему входили специальные рычаги с возвратной пружиной (придуманные Dia Compe). SLR была впервые представлена в группе компонентов 105 в конце 80−х.
SPD
Shimano Pedaling Dynamics. Первая коммерчески успешная система контактных педалей с уменьшенной клеммой на обуви для возможности хождения пешком. Более ранней системой с возможностью передвигаться пешком была Cyclebinding, но она в итоге не смогла соперничать с SPD.
Super Plate
Многоскоростной недискретный переключатель скоростей начала — середины 80−х годов. Крайне хрупкий. Схожий с переключателем Hurét Duopar.
STI
System Total Integration®. Этот термин употребляется в отношении комбинированного рычага для горбатого руля, объединающего в себе переключатель скоростей и тормозной рычаг.
Titlist
Недорогой стальной передний переключатель 70−х годов.
Ultegra
Группа компонентов. Комбинация слов «ULtimate» и «inTEGRity».
Uniglide
Старое название Shimano для задних шестерёнок со специальными скосами на зубцах для улучшения переключения передач. В конце 1980−х систему Uniglide сменила более усовершенствованная система Hyperglide.
V-Brake
Тороговая марка компании Shimano. Тормозная система консольного типа с прямой тягой без использования поперечного троса. По бокам расположены два длинных рычага, на одном из которых находится упор для рубашки троса, а на другой - анкерный болт. Таким образом трос проходит горизонтально сверху от одного рычага к другому.
Таблица обозначений года выпуска
Обозначение | Год | Обозначение | Месяц | |
A | 1976 | 2002 | A | Январь |
B | 1977 | 2003 | B | Февраль |
C | 1978 | 2004 | C | Март |
D | 1979 | 2005 | D | Апрель |
E | 1980 | E | Май | |
F | 1981 | F | Июнь | |
G | 1982 | G | Июль | |
H | 1983 | H | Август | |
I | 1984 | I | Сентябрь | |
J | 1985 | J | Октябрь | |
K | 1986 | K | Ноябрь | |
L | 1987 | L | Декабрь | |
M | 1988 | |||
N | 1989 | |||
O | 1990 | |||
P | 1991 | |||
Q | 1992 | |||
R | 1993 | |||
S | 1994 | |||
T | 1995 | |||
U | 1996 | |||
V | 1997 | |||
W | 1998 | |||
X | 1999 | |||
Y | 2000 | |||
Z | 2001 |
Совместимость педалей и клемм SPD
M858 | M747 | M636 | M545 | M535 | M515 | M434 | M737 | M525 | A525 | M323 | 7410 | 6500 | SPD-R | |
SM-SH70 (без функции Float) | ok | ok | ok | ok | ok | ok | − | − | − | − | + | + | − | |
SM-SH71 (с функцей Float) | ok | ok | ok | ok | ok | ok | − | − | ok | ok | + | + | − | |
SM-SH50, 51 "Single-release" | − | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | − | − | − |
SM-SH52 "Single-release | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | − | − | − |
SM-SH55 "Multi-release | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | − | − | − |
SM-SH56 "Multi-release | Для педалей PD-M959, PD-M540 и PD-M520 | |||||||||||||
SM-SH90 SPD-R (нет Float) | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | + |
SM-SH91 SPD-R (With Float) | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | − | + |
Данные предоставлены: Eric Salathé