Электрический генератор (или «динамо») — это устройство, в котором неэлектрические виды энергии(механическая, химическая, тепловая) преобразуются в электрическую энергию. Довольно долго были популярными велосипедные фары и задние фонари, питающиеся от генератора.
К сожалению, мощность генератора зависит от скорости. Таким образом, освещение перестаёт работать при остановке велосипеда или при движении с небольшой скоростью. В то же время на высокой скорости лампочки быстро перегорают.
Позже появились аккумуляторные батареи, которые вытеснили собой генераторные осветительные приборы.
Большинство электрических генераторов выдавали мощность 3 Вт, совсем немногие — 6Вт при движении с нормальной скоростью. Современные аккумуляторные системы выдают мощность 15 Вт и больше вне зависимости от скорости.
Существуют несколько видов велосипедных электрических генератов:
- «Бутылочный» — наиболее популярный тип генераторов. Похожее на бутылку устройство с небольшиим колёсиком, приводимым в движение за счёт трения о боковину покрышки.
- «Кареточный» — генератор, устанавливающийся рядом с кареточным стаканом, чуть ниже перьев рамы. Подпружиненный ролик приводится в движение за счёт трения о протектор покрышки. Кареточный и бутылочный генераторы перестают работать в мокрых условиях.
- «Втулочный» — тип генератора, встроенного в одну из втулок колеса. Как правило стостоит из неподвижного сердечника, закреплённого на ось и вращающегося вокруг него многополюсного кольцевидного магнита. Наиболее популярным втулочным генератором был
Sturmey-Archer Dynohub.
Подобные генераторы не выпускались несколько лет, но в последнее время наблюдается их возрождение. Например, модели компаний Busch & Müller, Shimano (Nexus) иSturmey-Archer. генераторы более дорогостоящие, чем другие типы, но в то же время гораздо более тихие и эффективные.
Втулочные