Каретка представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.
Обычная каретка с насыпными подшипниками. Ключом ослабляется стопорное кольцо, и специальным инструментом подцепляются два отверстия регулировочной чашки.
Картриджная каретка. Специальный шлицевой ключ показан сверху каретки. Для того, чтобы им воспользоваться, нужно сначала демонтировать шатун.
Каретка под односоставные шатуны «Аштабула» старого типа. У стопорной гайки и конуса за ней левосторонняя резьба.
При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы (англ. bottom bracket shell), тип правого фланца, длину вала (англ. axle length) и линию цепи (англ. chain line).
Размер каретки
Стандарт | Резьба | Резьба левой регулируемой чашки | Резьба правой фиксированной чашки | Длина корпуса | Применение и комментарии |
Британский, ISO стандарт | 1,370" X 24 tpi 1,375" X 24 tpi | правая | левая | Стандартный 68 мм, 73 мм - увеличенный | Подавляющее большинство современных велосипедов. Британский и ISO стандарты взаимозаменяемы. |
ISIS Overdrive | 48 x 1,5 мм | правая | левая | 68 мм, 100 мм | Один из новых стандартов систем увеличенного размера. |
Итальянский стандарт | 36 мм X 24 tpi | правая | правая (внимание!) | 70 мм | Итальянские и некоторые французские велосипеды класса хай-енд. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Французский стардарт | 35 мм X мм (25,4 tpi) | правая | правая (внимание!) | 68 мм | Устаревший стандарт, используемый на старых французских велосипедах. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Шведский стандарт | 35 мм X мм (25,4 tpi) | правая | левая | 68 мм | Аналогичный французскому стандарту, но с левой резьбой на правой чашке. |
Стандарт Raleigh | 1 3/8" X 26 tpi | правая | левая | 71 мм, 76 мм | Сатарый британский стандарт для велосипедов Raleighs. Как правило встречающийся на 3-скоростных велосипедах. |
Односоставные шатуны "Аштабула" | Наружная резьба на шатуне 24 tpi (большинство) 28 tpi (модели Schwinn, Mongoose) | 68 мм (2,68") ширина, 51,3 мм (2,02") внутренний размер (приблизительно) | Старые велосипеды США, BMX, детские велосипеды, велосипеды супермаркетов. В шатунах 24 tpi используется сепаратор №66 и 10 шариков 5/16". В шатунах 28 tpi - сепаратор №64 и 9 шариков 5/16". |
Что будет при установке разных размеров
Резьба корпуса каретки | Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) | Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) | Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) | Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) | Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) |
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится | Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу | |
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) | Чашки британского или ISO стандарта проваливаются | Корпус каретки итальянского стандарта гораздо большего диаметра, чем остальные. Чашки других стандартов проскакивают | |||
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплено прочно | |
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | |
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) | Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится |
Стандарты линии цепи
Применение | Размер, мм | Примечание |
Шоссейные 2-звёздные системы | 43,5 | Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм. |
Шоссейные 3-звёздные системы | 45 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. |
3-звёздные системы на горном велосипеде | 47,5-50 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо. |
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач | 40,5-42 | У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм. |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 52 | В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. |
Планетарная втулка Rohloff Speedhub | 54 (58, 13 зубцов) | |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 47,5 | Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы. |
Ширина кареточной трубы может быть одного из трёх размеров: 68 или 73 мм ISO или британского стандарта, или 70 мм итальянского стандарта. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбой. Самыми распространёнными являются два первых типоразмера. Ещё существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.
Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звёзды системы относительно плоскости, проходящей вдоль центра рамы (линия цепи). На саму раму это значение не влияет, а скорее определяет, какую систему шатунов нужно будет использовать. На некоторых системах могут быть указаны несколько подходящих значений. Наиболее частые значения для линии цепи — 47,5 и 50 мм. Характерная длина валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм. Под квадратное соединение существуют достаточно много вариантов: 116−127 мм для Shimano Tourney, 116 мм для Shimano Altus и 108−113 мм для более высоких групп.