Каретка

Англоязычный вариант:  Bottom bracket

Каретка представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.

Обычная каретка с насыпными подшипниками. Ключом ослабляется стопорное кольцо, и специальным инструментом подцепляются два отверстия регулировочной чашки.

Картриджная каретка. Специальный шлицевой ключ показан сверху каретки. Для того, чтобы им воспользоваться, нужно сначала демонтировать шатун.

Каретка под односоставные шатуны «Аштабула» старого типа. У стопорной гайки и конуса за ней левосторонняя резьба.

При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы (англ. bottom bracket shell), тип правого фланца, длину вала (англ. axle length) и линию цепи (англ. chain line).

Размер каретки

СтандартРезьбаРезьба левой регулируемой чашкиРезьба правой фиксированной чашкиДлина корпусаПрименение и комментарии
Британский, ISO стандарт1,370" X 24 tpi 1,375" X 24 tpiправаялеваяСтандартный 68 мм, 73 мм - увеличенныйПодавляющее большинство современных велосипедов. Британский и ISO стандарты взаимозаменяемы.
ISIS Overdrive48 x 1,5 ммправаялевая68 мм, 100 ммОдин из новых стандартов систем увеличенного размера.
Итальянский стандарт36 мм X 24 tpiправаяправая (внимание!)70 ммИтальянские и некоторые французские велосипеды класса хай-енд. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения.
Французский стардарт35 мм X мм (25,4 tpi)праваяправая (внимание!)68 ммУстаревший стандарт, используемый на старых французских велосипедах. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения.
Шведский стандарт35 мм X мм (25,4 tpi)праваялевая68 ммАналогичный французскому стандарту, но с левой резьбой на правой чашке.
Стандарт Raleigh1 3/8" X 26 tpiправаялевая71 мм, 76 ммСатарый британский стандарт для велосипедов Raleighs. Как правило встречающийся на 3-скоростных велосипедах.
Односоставные шатуны "Аштабула"Наружная резьба на шатуне 24 tpi (большинство) 28 tpi (модели Schwinn, Mongoose)68 мм (2,68") ширина, 51,3 мм (2,02") внутренний размер (приблизительно)Старые велосипеды США, BMX, детские велосипеды, велосипеды супермаркетов. В шатунах 24 tpi используется сепаратор №66 и 10 шариков 5/16". В шатунах 28 tpi - сепаратор №64 и 9 шариков 5/16".

Что будет при установке разных размеров

Резьба корпуса кареткиБританский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм)Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм)Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi)Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi)Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм)
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм)
Идентично
36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получитсяДиаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленностиДиаметр чашки немного больше, навинтить не получитсяДиаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм)Чашки британского или ISO стандарта проваливаются
Идентично
Корпус каретки итальянского стандарта гораздо большего диаметра, чем остальные. Чашки других стандартов проскакивают
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi)35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится
Идентично
Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплено прочно
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi)35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получитсяЛевая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы
Идентично
35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм)Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получитсяДиаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленностиДиаметр чашки немного больше, навинтить не получится
Идентично

Стандарты линии цепи

ПрименениеРазмер, ммПримечание
Шоссейные 2-звёздные системы43,5Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм.
Шоссейные 3-звёздные системы45Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде.
3-звёздные системы на горном велосипеде47,5-50Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо.
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач40,5-42У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм.
Односкоростные системы на горном велосипеде52В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда.
Планетарная втулка Rohloff Speedhub54 (58, 13 зубцов)
Односкоростные системы на горном велосипеде47,5Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы.

Ширина кареточной трубы может быть одного из трёх размеров: 68 или 73 мм ISO или британского стандарта, или 70 мм итальянского стандарта. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбой. Самыми распространёнными являются два первых типоразмера. Ещё существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звёзды системы относительно плоскости, проходящей вдоль центра рамы (линия цепи). На саму раму это значение не влияет, а скорее определяет, какую систему шатунов нужно будет использовать. На некоторых системах могут быть указаны несколько подходящих значений. Наиболее частые значения для линии цепи — 47,5 и 50 мм. Характерная длина валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм. Под квадратное соединение существуют достаточно много вариантов: 116−127 мм для Shimano Tourney, 116 мм для Shimano Altus и 108−113 мм для более высоких групп.



Возврат к списку