Линия цепи

Англоязычный вариант:  Chainline

Понятие линии цепи относится к тому, насколько ровно проходит цепь от передней до задней шестерёнки. В идеале, обе звезды должны находиться в одной плоскости, то есть без каких либо перегибов или дополнительной нагрузки на цепь. Это называется «идеальной линией цепи».

Если рассматривать случай, когда на велосипеде используются многоскоростные системы, на большинстве передач линия цепи будет не прямой. В этом случае эффективность привода снижается в зависимости от силы перекоса линии цепи.

Вопрос о том, насколько «правильная» линия цепи на велосипедах с установленными переключателями скоростей — в общем довольно спорный. Тем не менее, есть два «простых» ответа:

  • Середина заднего кластера звёзд должна лежать в одной плоскости со средней ведущей звездой (или между звёзд, если спереди установлена двухскоростная система).
  • Некоторые производители передних переключателей передач считают, что линия цепи зависит от диаметра подседельной трубы, на которую он крепится. То есть на более широких трубах передний переключатель смещён вправо, и производитель заявляет, что линия цепи также должна сместиться вправо. Это связано с тем, что главная задача производителя в данном случае — надёжность переключения, при этом оптимальное положение линии цепи для передних переключателей зависит от края подседельной трубы. Это достаточно важный момент в случае, если используется дискретная система переключения передач.

С позиции велосипедиста, линия цепи зависит прежде всего от того, как будут использоваться передачи. Например, в случае шоссейного и горного велосипеда:

  • При использовании трёхскоростной шоссейной системы, обычно используются только две больших звезды, маленькая тракторная звезда включается только в крайнем случае и скорее всего в сочетании с большой задней звездой. То есть при использовании трёхскоростных систем для шоссе лучше устанавливать большую звезду ближе к шатуну. Это повысит КПД на высоких передачах.
  • В плучае с горным велосипедом маленькая ведущая звезда используется гораздо чаще, причём зачастую в сочетании с маленькими задними звёздами -во избежание использования переднего переключателя под нагрузкой. Таким образом, для горных велосипедов более предпочтительна установка большой звезды подальше от шатуна.

Измерение линии цепи

Линия цепи измеряется от центральной продольной оси рамы до центра цепи.

Можно производить замер обычной линейкой или рулеткой. Достаточно просто приложить её одним концом к центру подседельной или нижней трубы, а другим — к зубцу ведущей звезды. В случае с тремя звёздами замеряется расстояние до средней звезды, в случае с двумя - до точки, равноудалённой от них.

Чтобы измерить линию цепи сзади, проще всего вычислить расстояние от внутренней стороны дропаута (или же от внешней стороны контргайки) до центра звезды. Затем нужно умножить полученное число на 2, вычесть из ширины втулки по контргайкам (или же израсстояния между дропаутами), и полученный результат разделить пополам.

Стандарты линии цепи

ПрименениеРазмер, ммПримечание
Шоссейные 2-звёздные системы43,5Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм.
Шоссейные 3-звёздные системы45Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде.
3-звёздные системы на горном велосипеде47,5-50Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо.
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач40,5-42У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм.
Односкоростные системы на горном велосипеде52В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда.
Планетарная втулка Rohloff Speedhub54 (58, 13 зубцов)
Односкоростные системы на горном велосипеде47,5Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы.

Фиксированные передачи и односкоростные трещотки

Мной были измерены некоторые трековые звёзды, односкоростные трещотки и втулки относительно линии цепи(в миллиметрах). В столбце «линия цепи» расстояние от заднего дропаута до центра зубца шестерёнки.

Для рассчёта реальной линии цепи для определённой комбинации, нужно сложить число в столбце «линия цепи» шестерёнки или трещотки с числом из аналогичного столбца втулки.

Фиксированные (трековые) звёзды

Модель/ТипНоминальная ширинаЛиния цепи (от выступа)Измеренная ширинаОбщая толщинаТолщина резьбы
Campagnolo3/32"7,02,08,07,8
Campagnolo1/8"6,53,08,07,2
EAI3/32"7,132,28,238,05
EAI1/8"6,733,028,248,05
Miche Quick Change Splined3/32"5,85/5,151,97,727,3
Miche Quick Change Splined1/8"5,85/5,153,07,727,3
Phil Wood3/32"5,862,37,017,01
Phil Wood1/8"6,053,027,567,06
Shimano Dura-Ace3/32"6,492,117,557,55
Shimano Dura-Ace1/8"7,053,058,587,7
Soma3/32"6,371,867,37,3
Soma1/8"6,93,008,46,9
Sugino Gigas1/8"7,03,08,57,5
Sun Tour Superbe3/32"6,222,267,357,35
Sun Tour Superbe1/8"6,933,058,467,5
Surly, новый (2005)3/326,42,07,47,4
Surly, новый (2005)1/8"5,937,47,4
Surly, старый3/325,282,056,316,31
Surly, старый1/8"5,072,76,426,42

Односкоростные трещотки

Тип/МодельНоминальная ширинаЛиния цепи (от выступа)Измеренная ширинаОбщая толщина
ACS3/32"7,962,169,04
Shimano3/32"7,892,088,92
Shimano1/8"8,673,010,17
Tristar1/8"7,712,969,19
White Industries3/32"8,732,179,82

Односкоростные и втулки с фиксированной передачей

Модель/ТипТрек/МТБШирина втулки по контргайкамНастраиваемая*Линия цепи от центра к краюЛевая стороныПравая сторонаОтверстия
Campagnolo, 2002, , низкий фланецТрек120Да36ГладкаяФиксированная28, 32, 36
Campagnolo C-Record, высокий фланецТрек120Да35,9ГладкаяФиксированная28, 32, 36
Gold TecТрек120, 130, 135Да39,5ФиксированнаяФиксированная32, 36
MicheТрек120Да36,3ГладкаяФиксированная28, 32, 36
On-One Full MontyМТБ135Нет43,3ГладкаяСвободная32, 36
Phil Wood TrackТрек120, 126, 130Нет36,75Гладкая/Фикс./Своб.Фиксированная28, 32, 36
Phil Wood K.I.S.S. OffМТБ135Нет45,35Гладкая/СвободнаяФикс./Свободная32, 36
Shimano Dura-Ace 7700Трек120Да35,3Фиксированная28, 32, 36
Shimano Dura-Ace 7700, низкий фланецТрек120Да35,3Фиксированная28, 32, 36
Shimano Dura-Ace 7600, высокий фланецТрек120Да35,4Фиксированная28, 32, 36
SovosТрек112Да33,5СвободнаяФиксированная36
SpotМТБ135Нет47,25ГладкаяСвободная28, 32, 36
Surly TrackТрек120Да36,22СвободнаяФиксированная32
Surly 1 x 1МТБ135Да46,5СвободнаяФикс./СвободнаяDrillings
Suzue BasicТрек117-120Да34,74СвободнаяФиксированная28, 32, 36
Suzue Promax (картриджная)Трек120Да35,0СвободнаяФиксированная28, 32, 36
Suzue Promax NJSТрек120Да35,0ФиксированнаяФиксированная28, 32, 36
Van DessellМТБ135Нет45,9СвободнаяФиксированная32
White Industries ENOТрек/МТБ126, 130, 135Нет39,1СвободнаяФиксированная28, 32, 36

Спасибо Джону Дэйси (John Dacey ) и Мартену Гурритсену (Marten Gerritsen) за предоставленную информацию.

*Под "настраиваемой" втулкой понимается втулка со стандартной резьбовой осью, где можно изменить расстояние по контргайкам путём добавления проставочных шайб. В том случае, если увеличить ширину за счёт проставок одинаково с обеих сторон, это не повлияет на линию цепи, поскольку она измеряется от центра к краю. Если добавить больше проставок с одной из сторон, можно изменить линию цепи. Но здесь стоит помнить о том, что в случае использования двухсторонних втулок, это неприменимо, поскольку в этом случае линия цепи будет разной в зависимости от положения втулки.



Возврат к списку