Понятие линии цепи относится к тому, насколько ровно проходит цепь от передней до задней шестерёнки. В идеале, обе звезды должны находиться в одной плоскости, то есть без каких либо перегибов или дополнительной нагрузки на цепь. Это называется «идеальной линией цепи».
Если рассматривать случай, когда на велосипеде используются многоскоростные системы, на большинстве передач линия цепи будет не прямой. В этом случае эффективность привода снижается в зависимости от силы перекоса линии цепи.
Вопрос о том, насколько «правильная» линия цепи на велосипедах с установленными переключателями скоростей — в общем довольно спорный. Тем не менее, есть два «простых» ответа:
- Середина заднего кластера звёзд должна лежать в одной плоскости со средней ведущей звездой (или между звёзд, если спереди установлена двухскоростная система).
- Некоторые производители передних переключателей передач считают, что линия цепи зависит от диаметра подседельной трубы, на которую он крепится. То есть на более широких трубах передний переключатель смещён вправо, и производитель заявляет, что линия цепи также должна сместиться вправо. Это связано с тем, что главная задача производителя в данном случае — надёжность переключения, при этом оптимальное положение линии цепи для передних переключателей зависит от края подседельной трубы. Это достаточно важный момент в случае, если используется дискретная система переключения передач.
С позиции велосипедиста, линия цепи зависит прежде всего от того, как будут использоваться передачи. Например, в случае шоссейного и горного велосипеда:
- При использовании трёхскоростной шоссейной системы, обычно используются только две больших звезды, маленькая тракторная звезда включается только в крайнем случае и скорее всего в сочетании с большой задней звездой. То есть при использовании трёхскоростных систем для шоссе лучше устанавливать большую звезду ближе к шатуну. Это повысит КПД на высоких передачах.
- В плучае с горным велосипедом маленькая ведущая звезда используется гораздо чаще, причём зачастую в сочетании с маленькими задними звёздами -
во избежание использования переднего переключателя под нагрузкой. Таким образом, для горных велосипедов более предпочтительна установка большой звезды подальше от шатуна.
Измерение линии цепи
Линия цепи измеряется от центральной продольной оси рамы до центра цепи.
Можно производить замер обычной линейкой или рулеткой. Достаточно просто приложить её одним концом к центру подседельной или нижней трубы, а другим — к зубцу ведущей звезды. В случае с тремя звёздами замеряется расстояние до средней звезды, в случае с двумя - до точки, равноудалённой от них.
Чтобы измерить линию цепи сзади, проще всего вычислить расстояние от внутренней стороны дропаута (или же от внешней стороны контргайки) до центра звезды. Затем нужно умножить полученное число на 2, вычесть из ширины втулки по контргайкам (или же израсстояния между дропаутами), и полученный результат разделить пополам.
Стандарты линии цепи
Применение | Размер, мм | Примечание |
Шоссейные 2-звёздные системы | 43,5 | Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм. |
Шоссейные 3-звёздные системы | 45 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. |
3-звёздные системы на горном велосипеде | 47,5-50 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо. |
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач | 40,5-42 | У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм. |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 52 | В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. |
Планетарная втулка Rohloff Speedhub | 54 (58, 13 зубцов) | |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 47,5 | Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы. |
Фиксированные передачи и односкоростные трещотки
Мной были измерены некоторые трековые звёзды, односкоростные трещотки и втулки относительно линии цепи(в миллиметрах). В столбце «линия цепи» расстояние от заднего дропаута до центра зубца шестерёнки.
Для рассчёта реальной линии цепи для определённой комбинации, нужно сложить число в столбце «линия цепи» шестерёнки или трещотки с числом из аналогичного столбца втулки.
Фиксированные (трековые) звёзды
Модель/Тип | Номинальная ширина | Линия цепи (от выступа) | Измеренная ширина | Общая толщина | Толщина резьбы |
Campagnolo | 3/32" | 7,0 | 2,0 | 8,0 | 7,8 |
Campagnolo | 1/8" | 6,5 | 3,0 | 8,0 | 7,2 |
EAI | 3/32" | 7,13 | 2,2 | 8,23 | 8,05 |
EAI | 1/8" | 6,73 | 3,02 | 8,24 | 8,05 |
Miche Quick Change Splined | 3/32" | 5,85/5,15 | 1,9 | 7,72 | 7,3 |
Miche Quick Change Splined | 1/8" | 5,85/5,15 | 3,0 | 7,72 | 7,3 |
Phil Wood | 3/32" | 5,86 | 2,3 | 7,01 | 7,01 |
Phil Wood | 1/8" | 6,05 | 3,02 | 7,56 | 7,06 |
Shimano Dura-Ace | 3/32" | 6,49 | 2,11 | 7,55 | 7,55 |
Shimano Dura-Ace | 1/8" | 7,05 | 3,05 | 8,58 | 7,7 |
Soma | 3/32" | 6,37 | 1,86 | 7,3 | 7,3 |
Soma | 1/8" | 6,9 | 3,00 | 8,4 | 6,9 |
Sugino Gigas | 1/8" | 7,0 | 3,0 | 8,5 | 7,5 |
Sun Tour Superbe | 3/32" | 6,22 | 2,26 | 7,35 | 7,35 |
Sun Tour Superbe | 1/8" | 6,93 | 3,05 | 8,46 | 7,5 |
Surly, новый (2005) | 3/32 | 6,4 | 2,0 | 7,4 | 7,4 |
Surly, новый (2005) | 1/8" | 5,9 | 3 | 7,4 | 7,4 |
Surly, старый | 3/32 | 5,28 | 2,05 | 6,31 | 6,31 |
Surly, старый | 1/8" | 5,07 | 2,7 | 6,42 | 6,42 |
Односкоростные трещотки
Тип/Модель | Номинальная ширина | Линия цепи (от выступа) | Измеренная ширина | Общая толщина |
ACS | 3/32" | 7,96 | 2,16 | 9,04 |
Shimano | 3/32" | 7,89 | 2,08 | 8,92 |
Shimano | 1/8" | 8,67 | 3,0 | 10,17 |
Tristar | 1/8" | 7,71 | 2,96 | 9,19 |
White Industries | 3/32" | 8,73 | 2,17 | 9,82 |
Односкоростные и втулки с фиксированной передачей
Модель/Тип | Трек/МТБ | Ширина втулки по контргайкам | Настраиваемая* | Линия цепи от центра к краю | Левая стороны | Правая сторона | Отверстия |
Campagnolo, 2002, , низкий фланец | Трек | 120 | Да | 36 | Гладкая | Фиксированная | 28, 32, 36 |
Campagnolo C-Record, высокий фланец | Трек | 120 | Да | 35,9 | Гладкая | Фиксированная | 28, 32, 36 |
Gold Tec | Трек | 120, 130, 135 | Да | 39,5 | Фиксированная | Фиксированная | 32, 36 |
Miche | Трек | 120 | Да | 36,3 | Гладкая | Фиксированная | 28, 32, 36 |
On-One Full Monty | МТБ | 135 | Нет | 43,3 | Гладкая | Свободная | 32, 36 |
Phil Wood Track | Трек | 120, 126, 130 | Нет | 36,75 | Гладкая/Фикс./Своб. | Фиксированная | 28, 32, 36 |
Phil Wood K.I.S.S. Off | МТБ | 135 | Нет | 45,35 | Гладкая/Свободная | Фикс./Свободная | 32, 36 |
Shimano Dura-Ace 7700 | Трек | 120 | Да | 35,3 | Фиксированная | 28, 32, 36 | |
Shimano Dura-Ace 7700, низкий фланец | Трек | 120 | Да | 35,3 | Фиксированная | 28, 32, 36 | |
Shimano Dura-Ace 7600, высокий фланец | Трек | 120 | Да | 35,4 | Фиксированная | 28, 32, 36 | |
Sovos | Трек | 112 | Да | 33,5 | Свободная | Фиксированная | 36 |
Spot | МТБ | 135 | Нет | 47,25 | Гладкая | Свободная | 28, 32, 36 |
Surly Track | Трек | 120 | Да | 36,22 | Свободная | Фиксированная | 32 |
Surly 1 x 1 | МТБ | 135 | Да | 46,5 | Свободная | Фикс./Свободная | Drillings |
Suzue Basic | Трек | 117-120 | Да | 34,74 | Свободная | Фиксированная | 28, 32, 36 |
Suzue Promax (картриджная) | Трек | 120 | Да | 35,0 | Свободная | Фиксированная | 28, 32, 36 |
Suzue Promax NJS | Трек | 120 | Да | 35,0 | Фиксированная | Фиксированная | 28, 32, 36 |
Van Dessell | МТБ | 135 | Нет | 45,9 | Свободная | Фиксированная | 32 |
White Industries ENO | Трек/МТБ | 126, 130, 135 | Нет | 39,1 | Свободная | Фиксированная | 28, 32, 36 |
Спасибо Джону Дэйси (John Dacey ) и Мартену Гурритсену (Marten Gerritsen) за предоставленную информацию.
*Под "настраиваемой" втулкой понимается втулка со стандартной резьбовой осью, где можно изменить расстояние по контргайкам путём добавления проставочных шайб. В том случае, если увеличить ширину за счёт проставок одинаково с обеих сторон, это не повлияет на линию цепи, поскольку она измеряется от центра к краю. Если добавить больше проставок с одной из сторон, можно изменить линию цепи. Но здесь стоит помнить о том, что в случае использования двухсторонних втулок, это неприменимо, поскольку в этом случае линия цепи будет разной в зависимости от положения втулки.