Подшипник

Англоязычный вариант:  Bearing

На иллюстрации втулка с насыпными подшипниками.

Основное назначение подшипника — уменьшать трение вращающихся деталей друг о друга. В велосипедах применяют как подшипники качения, так и подшипники скольжения. Подшипники качения состоят из двух поверхностей, между которыми находятся стальные шарики.

Существует несколько видов подшипников, которые классифицируются по следующим признакам:

  • форме тела качения — шариковые, роликовые, цилиндрические и др;
  • направлению воспринимаемой нагрузки: радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил; радиально-упорные — для восприятия радиальных и осевых сил;
  • числу рядов тел качения — одно-, двух- и четырёхрядные;
  • чувствительности к перекосам — самоустанавливающиеся (позволяют до 3° перекос) и несамоустанавливающиеся;
  • отверстиям внутреннего кольца — цилиндрические, конусные.

В велоиндустрии встречаются, как правило, два типа подшипников:

Конусные, насыпные или упорные

Представляют собой разборную конструкцию, состоящую из чашки (которой может являться само тело детали), шариков определённого диаметра и прижимной конусной гайки. Иногда шарики помещаются в сепаратор, отделяющий их друг от друга, удерживающий на равном расстоянии и направляющий движение.

В качестве основных премуществ насыпных подшипников можно выделить их простоту в сервисном обслуживании и устойчивость к осевым нагрузкам.

Картриджные, промышленные или радиальные

Представляют собой конструкцию из двух колец — внешнего и внутреннего и запрессованных шариков между ними. Бывают как закрытый, так и открытый варианты промышленных подшипников.

В велосипеде подшипники применяются в рулевой колонкекареткевтулках, а также в тормозных системах, педаляхтрещотках и других компонентах.

Основными преимуществами промышленных подшипников являются высокая точность изготовления и влагозащищённость.

Вследствие чего улучшаются его ходовые качества и увеличивается ресурс. Если подшипник всё-таки вышел из строя, последствия будут незначительными. Насыпной подшипник в этом случае может сильно повредить саму деталь (чашки, конусы втулки, каретки).

Слева: прижимная конусная гайка насыпного подшипника. Справа: закрытый промышленный подшипник.



Возврат к списку