Коэффициент трения скольжения Сталь-Сталь без смазки 0,15; со смазкой 0,05-0,1. То есть смазка уменьшает трение (а значит и износ) в 1,5 – 3 раза. Если же в смазку добавить 5% абразива, то износ увеличивается в 8,3 раза по сравнению с безабразивной смазкой.
Допустим, цепь без смазки растянулась на 3 мм. Со смазкой бы она растянулась на 1-2 мм. С абразивом в смазке (реальные условия использования велоцепи) она бы растянулась на 8,3-16,6 мм.
То есть цепь без смазки и абразива пройдет в 2,8-5,5 раз больше цепи со смазкой и абразивом. И это при 5% абразива. Если абразива будет больше, то цепь пройдет ещё меньше. Да, на сухую цепь тоже будет абразив попадать, но на ней он не будет так задерживаться и накапливаться.
Вывод: цепь лучше не смазывать ))
Именно поэтому гусеницы тракторов (та же цепь) бывают 2-х видов: с сухим шарниром (без смазки) и с закрытым шарниром (с уплотнением) с консистентной смазкой. Открытые шарниры (как у велоцепи) НЕ СМАЗЫВАЮТ! https://textron-zapchasti.ru/help/article/18025/
Ветеран правильно говорит, главное – как песок внутрь не пустить. У воска с маслом такие полезные функции: заполняет пространство (не давая песку проникать внутрь), на него не липнет абразив (как на жидкие) и он одновременно выступает в роли углеводородной смазки.
Использованные источники:
http://sprav-constr.ru/html/tom1/pages/chapter1/ckm18.html
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-abrazivnogo-iznashivaniya-par-treniya-stal-stal-stal-bronza-na-smazke-litol-24-s-dobavkami/viewer
http://tribology.site/index/abrazivnoe_izn/0-37