Утро традиционно началось с холода. Мы были одеты во все тёплые вещи, и полностью укрыты в спальном мешке, но это нас не спасло от пронзительного холода, исходящего с вершин снежных гор, которые нас окружали. Я закрылся полностью в спальном мешке, оставив маленькое отверстие для воздуха. Помучившись часок, мы решили вставать. Нас сразу же пригласили в юрту на утренний чай, баурсаками.
Это утро мы начали с обслуживания велосипеда, Тимофей поставил вторую цепь, а я свою почистил и смазал. Хозяин юрты предложил нам позвонить с местного телефона. Телефон похож на домашний, но с антенной, как у роутера. Такой телефон стоит в каждой юрте. Я набрал номер своей Любимой, но услышал только одни короткие гудки. Спустя час история повторилась, скорее всего с него просто не дозвониться до России или было недостаточно средств.
Загрузив все вещи на наших боевых коней, мы отправились по полевой дороге, усыпанной крупными камнями, к трассе. Мало того, что мы были далеко от дороги и по этой местности было тяжело ехать, так это все ещё в приличную гору. Погода в этот день была отличная, яркое солнце, практически без ветра с легкими облачками.
Выехав на трассу, нас сразу же ждал продолжительный спуск вдоль озера Толбо нуур. Мы спустились на приличную высоту и по карте стали искать место, где озеро ближе всего в трассе. На озере мы хотели набрать воды и наконец-то порыбачить. Тимофей много раз слышал, что на этом озере очень хорошая рыбалка. Мы подъехали к берегу по непроходимым зарослям мелкой травы с буграми. Озеро было красивого бирюзового цвета с волнами и рябью, переливающиеся на солнце. Достав спиннинг и одев Твистер, Тимофей сделал пару пробных забросов. Потом ещё и ещё, результат нулевой. Тогда мы попробовали на блесну, но результат был тот - же. Тимофей не долго думая, решился зайти в довольно холодную воду почти по пояс. После я устал наблюдать за безуспешными попытками Тимофея и держать камеру на готове. Я настелил каремат и немного поспал. Спустя время ко мне подошёл Тимофей весь замерший и злой. У него была большая надежда поймать в этом озере хоть какую-нибудь рыбу.
Не добыв в озере ни одной рыбы, мы на горелке разогрели банку тушенки и немного перекусили перед дорогой. Выехав обратно на трассу, мы поехали в небольшую горку, озеро до сих пор сопровождало нас по левую сторону. Но когда закончилось озеро, к сожалению для нас, закончился и асфальт. Причём надежды на то, что он вскоре появиться не было, так как вдали была видна пыль от проезжающих машин.
Дорога была в самых лучших традициях Монголии, пыль, крупные камни и бугры - все это давало немалую тряску для велосипеда. После пошли альтернативные дороги, по которым было немного легче ехать. Подъезжая к посёлку Толбо, альтернативные дороги стали с большим слоем пыли, по которой ехать было невозможно. Вдалеке виднелась дорожная техника, которая что-то там ремонтировала. У нас была надежда на то. что вскоре мы вновь увидим асфальт.
Подъехав немного ближе к месту ремонта дороги, мы увидели, как дорожники укатывают поверх щебня красную глину, поливая её водой. Все это покрытие было более благоприятно для езды. Проехав немного по красно -глиняной дороге мы увидели указатель, который указывал, что приграничный город Булган находится на свертке от основной дороги. В этот момент мимо нас проехал грузовик с коровами, в котором прямо в кузове ехали наши знакомые автостопщики. Мы помахали друг другу руками вслед. Я достал навигатор и посмотрел. как он проложит путь. Он тоже проложил путь через этот свёрток. Хотя основная дорога вела до Булгана, но по карте это было куда длиннее. Мы решили поехать по сокращённому пути, который лежал через посёлок Толбо и показывал 378 км.
Заехав в посёлок, мы купили две буханки хлеба, написали пару смс, что живы, здоровы и отправились в путь. Дорога была полевой, с множественными разветвлениями. Мы поняли, что так легко заблудиться, тем более мы не встретили ни одной машины. Сделав вывод, что поэтому пути может быть опасно - мы решили, через огромную степь, вернуться на основную дорогу. Тем более, нам тогда казалось, что путь по основной дороге- это тот самый путь, который мы заложили в нашем маршруте.
Поехав через степь к основной дороге, наш путь длился очень долго и утомительно. Вся земля была усыпана камнями, часто попадались песчаные участки, в которых увязали колеса велосипеда. После, нас встретило русло горной реки, сама река была похожа на ручеёк, но ров был приличный. Перенеся велосипеды через все эти препятствия, нам оставалось совсем немного до дороги. Остановившись в нескольких метрах от дороги, мы решали перекусить, на обед у нас были шпроты с хлебом. Грязные от пыли и измученные дорогой, плюс то, что мы дали не хилый крюк, все это настроения нам не прибавляло.
Собрав остатки сил, мы выехали на дорогу, укатанную щебёнкой и глиной. Тут, как всегда, по всем законам жанра, нас ждал не хилый перевал, конца которого даже не было видно. Ну и Монголия не Монголия, если не дует сильный ветер прямо в лицо. Я включил скорость велосипеда на пониженную и пытался изо всех сил крутить педали. Иногда складывалось такое ощущение, что я просто стою на месте, этот ветер задувал пыль во все, что только можно представить.
Заехав на одну ступень перевала, мы увидели юрту, до которой оставались считанные метры. Моя флиска была насквозь мокрая, температура воздуха резко стала падать, плюс этот нескончаемый ветер, сделали все, чтобы я замёрз как цуцик. Подъезжая к юрте, у меня была только одна мысль, оказаться в ней у горячей печи. И тут, как по волшебству, к нам на коне подъезжает молодой парень и зовёт жестами в юрту ночевать. Мы огляделись с Тимофеем, посмотрели на время и на километраж, и после небольшого обдумывания решили, что это самый подходящий вариант для нас.
Зайдя в юрту, мы увидели уже стандартную для нас картину, но она разбавлялась наличием стола и стульев. Плюс на столе были продукты из магазина, что не типично для жителей юрты. Как всегда в юрте ползал маленький ребёнок и хозяйкой очага была женщина уже преклонного возраста. Она при нас сделала свежий чай с молоком и позвала нас за стол. Позже пришли около шести человек в рабочей форме дорожников и тоже присоединились к столу. Далее приехали девушки с детьми и сам хозяин юрты, который немного говорил по- русски. Мы рассказывали про наш маршрут, но не в особых красках, так как были сильно уставшие.
Потом мы начали расспрашивать про дорогу, с которой свернули, он и его друзья сказали, что там очень плохая дорога и много перевалов. А если ехать по этой основной дороге, то перевалов меньше и через 130 километров будет асфальт до самого Булгана. Они так же сказали, что нам ехать до него 600 километров. Сперва мы подумали, что они что- то путают. Мы ещё раз подробно изучили кварту и оказалось все верно.
Когда мы рассчитывали маршрут по Монголии мы вели его по самой короткой дороге и он составлял всего 580 километров. Но теперь мы понимаем, что там бы мы не проехали, так как преодолевать перевалы по каменистой дороге просто не реально на велосипеде. А тут хоть на километров 200 больше, но зато вскоре будет асфальт и есть машины и села.
После разговора, нам подали жидкий бешбармак с картошкой, я сказал что это не бешбармак, на что они ответили, что это их версия. Ещё нас угощали Казахским йогуртом, который по вкусу напоминал Айран, но в густом виде.
Вообще Монголы и Казахи-Монголы очень гостеприимны. До ближайшего села или города у нас 130 км, юрт на этом расстоянии, скорее всего не будет. Ночи с каждым днём все холоднее. Теперь мы точно осознаём, что Монголия- это не для слабаков. Тут суровый край, с сильными ветрами и полным бездорожьем. Одно оставляет на сердце тёплый осадок то, что люди здесь открытые и очень гостеприимные. Надеюсь, что завтра мы вновь окажемся в юрте сытые и обогретые.
Проехали всего 60 километров, потратили 125 рублей, находимся в юрте недалеко от села Толбо.