Проснулся я от удара по ногам. Пока соображал где я, понял, что это Тимофей, я ему в ответ тоже приложился. Прошло несколько минут и вновь он меня толкает, на вопрос, что он творит, он пояснил, что я лежу на его коврике. Разобравшись с местами, мы решили ещё немного поспать, но остывшая юрта и собиравшиеся на работу монголы не давали спать спокойно.
Не долго мучаясь, мы встали и вышли на улицу чтобы умыться. Солнце ещё не вышло из за гор и страшный холод пронзил нас сразу насквозь. Быстренько умывшись, мы зашли в юрту, где Хозяйка уже растапливала печь, чтобы подогреть чай. Далее уже привычные для нас дела, чай с баурсаками и сбор вещей. Я вышел на улицу, чтобы посмотреть сколько у нас осталось воды. На моё удивление, она вся превратилась в лёд. Мы с Тимофеем немного ужаснулись, так как предполагали, что следующую ночь мы проведём в палатке, так как до ближайшего населённого пункта 130 километров бездорожья. Зайдя в юрту, я добавил горячей воды в бутылочку и мы попрощавшись, отправились в путь.
Нас сразу же ждал перевал, у которого не видно конца. Включив сразу же на пониженную передачу, мы медленно, но верно начали взбираться по грунтовой дороге вверх. Нас обогнал едущий, почти с нашей же скоростью, гружённый грузовик. Какое же было желание зацепиться за него, но учитывая покрытие дороги, здравый смысл взял вверх. Пыль после этого грузовика стояла такая, что мы ехали, как в тумане. Следом нас обогнал ещё один грузовик, за который теперь Тимофей хотел зацепиться, но все же этого не сделал. Подъем за подъемом и вот мы наверху, где стояли обогнавшие нас грузовики. Видимо они остывали после этого сумасшедшего подъема. Я достал навигатор, чтобы посмотреть на какой мы высоте, но горы, покрытые снегом, подсказывали мне, что она большая. Немножко подождав установки связи со спутниками, я увидел цифру почти в 2700 метров. На такой высоте мы ещё не были, это на тысячу метров выше Семинского перевала. Говорить о том, что там было жутко холодно, думаю не стоит. Достав фотоаппарат что бы запечатлеть этот момент, к нам подошли водители грузовиков и предложили нам доехать до города Ховд. Мы им объяснили, что нам интереснее на велосипеде.
Одевшись потеплее, мы были готовы слететь с этого перевала вниз. Но нас встретили замерзшие озера, груда камней и очень плавный спуск. Проезжая, по этой якобы дороге, мы испытывали немного гордость за Россию. У нас хотя бы главные дороги более или менее. А тут практически федеральная трасса, а дороги нет. Не то, чтобы она плохая, без асфальта и с грудой камней, а её вообще нет. Каждый едет где хочет. Дороги петляют в разные стороны, какие- то уходят к юртам, какие- то- Бог знает куда, ну и две-три идут в нужном нам направлении. Все это безумство приходиться всегда анализировать и сверять с навигатором. Намучившись вдоволь с этими направлениями, мы оказались у первого небольшого брода, который мы проехали без труда. Кстати, около него, мы встретили ребят, участвовавших в ралли по Монголии. Они были на стареньких малолитражках с европейскими номерами. Их было около шести машин. Они тоже стали путать эти направления, мы вместе посмотрели по навигатору, в какую сторону ехать и направились прямо. Сперва они нас обогнали, приветливо помахав руками. Но около озёр, которые нас ожидали на пути, мы их догнали. Кстати, немного об этом месте, оно мне сразу напомнило наши Каракольские озера. Только на большей высоте и с какой никакой дорогой. Ребята встали у первого озера, чтобы переехать уже внушительный брод. Все пассажиры вышли из машин и стали снимать, кто на что, как они пытаются проехать через него. Мы с Тимофеем не стали ждать эту всю очередь, и под крик "ураааа", пролетели этот брод, на что получили кучу аплодисментов и восклицательных криков. Далее, мы вновь их догнали ещё у одного брода, через который они точно не проедут из - за внушительной глубины. Мы с Тимофеем потихоньку перетащили велосипеды через брод и помахав ребятам направились дальше.
А они тем временем поехали искать объезд.
Завернув за ещё одну гору, мы увидели примерно такой же перевал, но уже с виднеющейся макушкой. Немного вздохнув, мы поехали снова вверх, так и не успев спуститься. Эта дорога сводила нас с ума, постоянно казалось, что порвалась покрышка об какой- то камень, или вот- вот сломается багажник. Тем более на обочинах лежала груда разорванных автомобильный покрышек. Забравшись наверх, мы увидели вновь кучу дорог. Выбрав нужную, мы покатились вниз, сперва все шло более или менее, сильную скорость развить не получалось из-за плохого покрытия, после подул сильный встречный ветер. Но одно нам горело душу, что в конце спуска, судя по навигатору, нас ждёт кафе. Уже на самом спуске нас обогнали ребята, каким - то чудом переехавшие тот брод.
Спустившись с перевала, который по протяженности составил 50 километров и максимальной высотой 2700 метров, мы заехали в кафе. Это был небольшой домик, обмазанный глиной и уже метров за сто, стоял неприличный запах животных. Но это нас не испугало, так как это единственное кафе на 100 километров. А есть шпроты с хлебом уже поднадоело. Зайдя внутрь, по периметру стояли старые советские кровати, а посередине зала, той же эпохи столы со скамейками. Ещё был рукомойник без воды. И один стол с кучей грязной посуды. Барная стойка вызывала то- ли смех, то- ли сожаление. В общем, ко мне вышла девушка и я у неё спросил, что можно поесть. Она ответила, что только манты. Спросив по чем, она сказала, что 500 тугриков. Далее я спросил:" Какое количество", она сказала, что пять-шесть. Тогда я сказал- давай две порции по семь. Пока мы ждали наш заказ, в зал вошли двое монгол с арбузом и сели за столик с грязной посудой. Заказав себе чай в термосе, они принялись за арбуз. Разглядев в наших глазах желание попробовать его тоже, они нас угостили по кусочку. Не успел один из них дойти до своего столика, мы уже от этих кусочков оставили одни огрызки. Тогда они, недолго думая, принесли нам уже по два куска. История повторилась, и тогда настал кульминационный момент - мы получили почти пол арбуза. Во время поедания этой вкусной ягоды, мы немного разговорились с одним из них, так как он слегка понимал Русский язык. В основном речь шла о нашем путешествии.
Незаметно прошло время и наши манты были уже готовы. Мне, почему- то, положили восемь штук, а Тимофею шесть. Когда Тимофей стал расплачиваться, то они озвучили сумму в семь тысяч пятьсот тугриков, оказывается, что один Мант - 500 тугриков. Что по нашим деньгам 15,7 рублей. Куда деваться, сумма небольшая и мы расплатились. Манты были большие и очень сочные. В целом, они были очень вкусные, но запах и привкус баранины немного портил общее впечатление. Так же к мантам стоял кетчуп и уже не удивительно было, что он из Мария-ра с серией "живи меньше, плати больше".
Вдоволь объевшись мантами, у нас было огромное желание лечь на эти кровати, что стояли в зале. Но желание проехать сегодня как можно больше, поборола в нас всю слабость. Время было около трёх часов дня, учитывая, что сегодня мы выехали очень рано, примерно в девять утра. Отъехав от кафе, нам на встречу подул сильный ветер, дорога была просто омерзительной, не давала разогнаться больше пяти-семи километров в час. Мы решили ехать сколько, сколько проедем, ведь с такой дорогой уже не стоял вопрос о ста километрах в день. Нам навстречу проезжало много машин и все нам всегда приветливо махали. Повсюду шла стройка новой магистрали. Но дальше насыпи грунта дело не уходило. Наш вид оставлял желать лучшего. Мы были с ног до головы то в красной глине, то в желтой. Пыль была абсолютно везде. Проехав ещё немного, мы стали спускаться все ниже, около нас начала пролегать горная река. Все время, удаленные горы становились все ближе к дороге. Кое - где стала появляться зелень, а иногда и небольшие деревья. Пейзаж стал напоминать горный Алтай. Тут мы опять встретили ребят с ралли, у них разорвало покрышку. Мы помахали им руками и поехали дальше. Мы выехали на строящуюся дорогу, по которой было немного легче ехать. Солнце уже уходило в хинин, и тут я увидел то, чего мы очень ждали. Я закричал:" Верблюды" и указал Тимофею налево. В дали от дороги паслись около десяти огромных и каких- то темных верблюдов. Мы очень радовались увиденному, ведь в дикой природе мы ещё их не видели. Далее, ремонтная дорога закончилась и мы выехали на основное направление, которое опять разветвлялось. В этот момент нас догнали ребята, и посмотрев вместе с нами направление, уехали вперёд. Мы с Тимофеем не спеша поехали , иногда, где это возможно, по строящейся дороге. Проехав ещё один перевал, мы обнаружили, что строящейся дороги нет на карте, а основная дорога слева от нас, на расстоянии, примерно, пяти километров. Оценив ситуацию и примерно прикинув, что эта дорога все- равно ведет через город Ховд и поняли, что так быстрее. Мы в итоге поехали по строящейся дороге.
Мы остановились около горной реки у моста, чтобы набрать воды. Напротив нас стояла машина и люди около неё ели арбуз. Я спросил у них, можно ли пить с этой реки. После Тимофей пошёл набирать воду, а я охранял велосипеды. После, когда местные монголы доели свой арбуз, они сели в машину, чтобы продолжить свой путь. Через некоторое время меня подозвал водитель и вручил мне два маленьких арбузика, я ему сказал :"Спасибо", на что он ответил тоже - спасибо. Ещё раз убеждаюсь, что здесь очень добрые и отзывчивые люди.
Проехав уже 111 километров за день, солнце уже почти село, мы поняли, что юрт нам уже не найти и приняли решение ставить палатку около дороги. Так - как тут никого нет в радиусе десяти километров, а дорога ещё ремонтируется, то в целом тут безопасно.
Поставив палатку и приготовив уже желанную гречку с тушёнкой, мы достали хлеб, который купили вчера. Он был мягко говоря не свежий, на корке хлеба мы обнаружили плесень. Пожалуй, это самые бессмысленно потраченные 125,7 рублей за две булки испортившегося хлеба. Немного поев его, мы решили все же оставить его козочкам, или кто тут будет пастись. На наше удивление ночь была более или менее тёплая. Посмотрим что будет утром.
Сегодня мы перевыполнили план, так как этих 130 километров бездорожья хотели проехать ровно за два дня. А тут, практически, все за один.
Итого, проехали 111 километров, потратили 235.8 на мантики, ночуем где- то в степи Монголии не далеко от города Ховд.