Тур-де-Франс, «Большая петля»

Англоязычный вариант:  Tour de France

Тур-де-Франс

Тур-де-Франс (нескл.; фр. Le Tour de France) — самая известная и престижная велосипедная гонка мира, проводимая уже более ста лет во Франции.

Тур проводится во Франции и в ближаёшем зарубежье, проходит ежегодно в течение трёх недель в июле. Только во время Первой мировой войны (1915−1918) и Второй мировой войны(1940−1946) тур был отменён. Велогонку проводит фирма Amaury Sport Organisation (ASO), которая также проводит Ралли Дакар.

История

Велогонка Тур-де-Франс изначально была учреждена как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешнего L'Équipe), его редактором и соучредителем, Анри Дегранжем (Henri Desgrange) и был призван конкурировать с велогонкой Париж — Брест (спонсируемой газетой Le Petit Journal), и велогонкой Бордо — Париж. Идея создания французской петли принадлежит журналисту L’Auto Гео Лефевру (Géo Lefèvre), с которым Анри Дегранж обедал в парижском кафе Café de Madrid 20 ноября 1902 года.

Успех гонки Le Tour de France стал большим успехом и для газеты L’Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 тысяч до 65 тысяч после Тура; в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 тысяч, а во время Тур-де-Франс1923 года продавалось 500 тысяч копий газеты в день. Рекордный тираж газеты был достигнут в течение Тур-де-Франс1933 года — 854 тысячи копий в день. Сегодня Тур организовывает «Общество Тур-де-Франс» — филиал Amaury Sport Organisation (ASO), который является частью медиа-холдинга, в который входит газета L'Équipe.

Тур-де-Франс 1953 года

Тур-де-Франс, 1953 год
Источник: Life, фотограф: Frank Scherschel

Принципы гонки

Тур-де-Франс - гонка, состоящая из 21 этапа. Каждый этап длится один день. Каждый гонщик должен закончить этап, чтобы его время было зарегистрировано и накоплено.

Генеральная классификация — ранжирование гонщиков согласно накопленному времени. Победителем всего Тура становится тот гонщик, суммарное время (то есть сумма времён всех этапов) которого является наименьшим среди всех участников. Возможно выиграть весь Тур, в целом не выигрывая ни одного этапа (Грег Лемонд сделал это в 1990 году). Победа на этапе Тура считается большим достижением велогонщика, независимо от итогового положения гонщика в генерале.

Полная длина гонки — между 3000 и 4000 км (так как трассы и протяжённость этапов каждый год меняются). Помимо зачёта по времени существует ещё и другие номинации:

  • лучший спринтер;
  • лучший горный гонщик;
  • лучший молодой гонщик.

Лидеры этих номинаций представлены определенными цветными майками.

Награды

Жёлтая майка (le maillot jaune)

Жёлтая майка символизирует лидера Тур-де-Франс. Жёлтую майку носит лидер Тура по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет жёлтой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Тур (газета имела жёлтые страницы).

Зелёная майка (le maillot vert)

Зелёной майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. Майка разыгрывается с 1953 года.

«Гороховая» майка (le maillot à pois rouges)

Белую майку в красный горох носит «горный король» Тура. Майка «горного короля» по-французски называется maillot à pois rouges, что буквально можно перевести как «майка в красный горошек».

Хотя звание «горного короля» разыгрывается с 1933 года, отличительная майка была введена только в 1975 году. Цвета майки были предложены тогдашним спонсором Тура, шоколадом Poulain Chocolate, и соответствовали популярному продукту.

Белая майка (le maillot blanc)

Белую майку носит лучший молодой гонщик (моложе 25 лет на 1 января того года, в котором проходит гонка). Майка разыгрывается с 1975 года.

Награда атакующему (Prix de la combativité)

Самому агрессивному (боевому, атакующему) гонщику по итогам этапа, на следующий день вручается специальный номер — белый на красном фоне (вместо чёрного на белом). Одни из самых главных критериев: нахождение в отрыве от пелотона, попытки держаться в нём как можно дольше, бесконечные атаки. Самого агрессивного гонщика выбирает группа экспертов.



Возврат к списку