История велосипедов с фиксированной передачей началась в Японии, где велокурьеры стали использовать трековые велосипеды для доставки почты. Если быть точнее, то японские курьеры использовали велосипеды для кейрина — специальной велотрековой дисциплины, основанной в Японии. Велокурьеры носились по городу, как сумасшедшие, цеплялись за машины, нарушали все правила дорожного движения, доставляя послания по назначению. Новые велосипеды позволяли развивать огромную скорость.
Сейчас центры этой субкультуры находятся
Фикседы собирают на любых рамах, но всё начиналось именно с трековых велосипедов.
Трековые велосипеды отличаются особым строением наконечников перьев рамы, которые некоторые некорректно называют дропаутами. Наконечники позволяют регулировать натяжение цепи за счёт изменения положения оси заднего колеса.
На заднем колесе устанавливается специальная втулка, чтобы звезда была жёстко зафиксирована относительно колеса. Таким образом, колесо крутится вместе с вращением педалей. Отсюда произошло и название — фикс.
Часто на фиксах отсутствуют привычные тормозные системы. Но существует несколько особых техник торможения, основанные на противодействии вращению педалей. Таким образом, некорректно утверждать, что эти велосипеды совершенно без тормозов. Стоковые модели модели всё же зачастую комплектуются ободными тормозами.
Фиксы в основном собирают на шоссейных рамах, но часто за основу берутся и обычные горные велосипеды.
Однако главная идея фикса прежде всего в скорости.
Эти велосипеды привлекают к себе разных людей. Одним нравится скорость, другим глухая передача и возможность делать различные трюки. Стоит отметить также, что многие фиксеры пересели с велосипедов BMX.
Один трюк умеют делать все фиксеры — скиддинг: на ходу блокируются педали, заднее колесо перестаёт вращаться и начинает скользить. Скиддинг — неотъемлемая часть субкультуры фиксов.
Субкультура, сложившаяся вокруг них, чрезвычайно привлекательна. Здесь есть красота, скорость, традиции и исторические корни. У многих велосипед фиксед выступает как средство самовыражения.
Не стоит путать фикседы с синглспидами. У последний, несмотря на равное с фикседами количество передач, в задней втулке установлена трещотка.
Втулка
Механизм с фиксированной передачей — когда ведомая шестерёнка жёстко соединена с задней втулкой и не имеет свободного хода.
В этом случае педали крутятся одновременно с задним колесом и торможение возможно только постепенным замедлением хода. Как правило, такой принцип используется в трековых гонках.