Джиро д'Италия

Англоязычный вариант:  Giro d'Italia

Джиро д’Италия (итал. Giro d'Italia) — популярная многодневная велогонка, одна из трёх крупнейших в Европе(наряду с Тур-де-Франс и Вуэльтой Испании). Проходит ежегодно по территории Италии обычно в мае-июне.Первая гонка состоялась в 1909 году. Из российских гонщиков гонку выигрывали Евгений Берзин (1994), Павел Тонков (1996) и Денис Меньшов (2009).

Помимо основных состязаний с 1988 года проводится Giro d'Italia для женщин и Girino d'Italia для юниоров.

История

В условиях жёсткой борьбы за читателей, главному редактору раздела о велоспорте Армандо Куне итальянской спортивной газеты Gazzetta dello Sport, пришла идея создать велогонку для привлечения подписчиков к изданию. 7 августа 1908 года Gazzetta dello Sport на первой полосе своего номера объявила, что в 1909 году состоится первая многодневная велогонка Джиро д'Италия.

Таким образом Gazzetta стала первым печатным изданием в Италии, которое создало свою велогонку.

Первым директором гонки был назначен автор идеи Армандо Куне. Газета выделила 3000 лир для премирования победителя, а итальянский союз велосипедного спорта добавил ещё 14000 лир.

Первая Джиро д'Италия стартовала 13 мая 1909 года в 14:53 по местному времени в Лорето, финиш состоялся в Милане.

Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 километров — цифра просто фантастическая по нынешним меркам). До финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49 (38,6% от общего числа!). Первым победителем гонки стал итальяней Луиджи Ганна, он получил за это 5325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне, получал ежемесячную зарплату 150 лир. Информация о важнейших событиях гонки вывешивались в витрине магазина Lancia-Lyon Peugeot, кроме того желающие могли получить информацию о гонке по телефону номер 3369.

Лидерские майки

Розовая майка

Розовая майка (итал. Maglia rosa) является самой престижной на гонке и вручается лидеру генеральной классификации. Аналог жёлтой майки «Тур де Франс».

Майка получила свой цвет из-за розового цвета страниц Gazzetta dello Sport. Первым, кто надел розовую майку, был Лерко Гуерра, победитель пролога Милан-Мантуя на 19−ой Джиро в 1931 году.

На финише каждого этапа первым трём победителям начисляются бонификационные секунды: 20 — за первое, 12 — за второе, 8 — за третье (эти секунды отнимаются от времени гонщика).

Белая майка

Белая майка (итал. maglia bianca) вручается гонщику, лидирующему в классификации лучшего молодого гонщика, то есть спортсмену до 25 лет, находящемуся выше всех в генеральной классификации.

Впервые молодёжная классификация на Джиро появилась в 1976 году и присуждалась гонщиками до 24 лет. Упразднена в 1994 году, была вновь восстановлена в 2007 году.

Малиновая майка

Малиновая майка (итал. Maglia ciclamino) вручается гонщику, имеющему наибольшее количество очков в спринтерском зачёте.

Спринтерская классификация на Джиро появилась в 1966 году. Лидер номинации награждался майкой красного цвета, малинового цвета майка стала с 1970 года.

Спринтерские очки начисляются на финише каждого этапа вне зависимости от рельефа. Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю 25 очков, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место. Из-за такой системы начисления очков малиновую майку чаще выигрывают не спринтеры, а универсальные гонщики.

Зелёная майка

Зелёная майка (итал. maglia verde) вручается гонщику, имеющему наибольшее количество очков в горной классификации.

Впервые горная классификация появилась на гонке в 1933 году, первым «горным королём» стал Альфредо Бинда. Отличительная зелёная майка лучшего горняка появилась лишь в 1974 году.

Большинство вершин подъёмов в гонке разделены на три категории: первая — наиболее ценная, вторая и третья — наименее ценная. Также существуют горы специальной категории, за преодоление которых гонщики получают ещё больше очков, чем за гору первой категории. Больше всего очков в зачёт горной классификации можно получить, когда гонщики финишируют в гору.

Голубая майка

Голубая майка (итал. Maglia azzurra) вручается гонщику, имеющему наибольшее количество очков, набранных на летучих финишах, то есть промежуточных, являющихся не конечной точкой дистанции.

Впервые голубая майка появилась в 1989 году.

Распределение очков

Очки распределяются следующим образом: за первое место 8 очков, затем 6, 4, 3, 2 и 1 за шестое место. За первые три места начисляются бонификационные секунды: 6, 4 и 2 соответственно. Следует упомянуть также, что очки данной классификации и боннификационные секунды идут и в зачёт малиновой майки.



Возврат к списку