Тормозная втулка по своему принципу действия схожа с автомобильными дисковыми тормозами, которые состоят из диска, прикреплённого ко втулке и калипера, закреплённого на раме или вилке, сжимающего диск. Дисковые тормоза ввиду своей конструкции хорошо отводят тепло. В связи с этим чаще всего используются в даунхильных дисциплинах или на тандемах.
Некоторые старые модели дисковых тормозов часто выходили их строя
Дисковые тормоза в последнее время стали очень популярными. Очасти
Дисковые тормоза бывают нескольких видов.
Механические
В тормозах этого типа тормозная ручка соединена с калипером при помощи стального троса. Такое решение имеет ряд преимуществ — простота конструкции, относительная дешевизна, высокая надёжность и ремонтопригодность.
Это особенно важно, если велосипед планируется использовать в дальних велосипедных походах по ненаселенной местности. К недостаткам механических тормозов можно отнести то, что трос при торможении растягивается,
При выборе механического тормоза следует учесть, что во многих дешёвых моделях с тормозной рукояткой соединена только одна тормозная колодка. Вторая колодка при этом остаётся неподвижной, хотя ее положение можно отрегулировать. Также, в процессе торможения тормозной диск деформируется, и эффективность торможения уменьшается.
В более дорогих моделях механических тормозов подвижными делаются обе колодки.
Дисковые механические тормоза — это более дёшевая альтернатива гидравлическим тормозам, оптимальная для дальних походов.
Гидравлические
В тормозах этого типа тормозная ручка соединена с калипером при помощи гидролинии. Поскольку жидкость практически несжимаема, эффективность таких тормозов получается очень высокой. Гидравлический привод обеспечивает очень хорошее качество управления тормозами (модуляцию).
Если тормоза оборудованы расширительным бачком, то перепады температуры воздуха никак не сказываются на работе тормозов. Но у них есть особенность — велосипед с такими тормозами не рекомендуется надолго(дольше, чем на несколько часов) переворачивать вверх колёсами, поскольку пузырьки воздуха из расширительного бачка могут попасть в гидролинию, и эффективность работы тормозов резко упадет. Некоторые модели гидравлических тормозов не имеют расширительного бачка, поэтому при сильных перепадах температур (например, на морозе) им потребуется регулировка.
У гидравлических систем имеется несколько недостатков. Самый существенный — значительно более высокая цена по сравнению с тормозами других типов.
Обслуживание гидравлических тормозов имеет много тонкостей, которые могут отпугнуть начинающих.
В частности, если в гидролинию попадает воздух, то тормоза надо прокачивать. Эта процедура сама по себе несложная, но требует определенного навыка.
Также, тормозную жидкость нужно периодически (в зависимости от условий эксплуатации) менять. При этом важно чётко знать, какую именно жидкость нужно использовать. Некоторые тормозные системы работают на минеральном масле (например, Shimano), а некоторые — на автомобильной тормозной жидкости DOT 4 или DOT 5.1 (например, Hayes или Avid).
Если велосипед планируется использовать для дальних походов, то часто возникает вопрос о меньшей ремонтопригодности гидравлических тормозов по сравнению с тормозами других типов.
Среди велотуристов распространено мнение, что дисковые гидравлические тормоза сложно ремонтировать в полевых условиях. Действительно, повреждение гидролинии невозможно устранить вне специализированной мастерской. Но современные гидролинии достаточно надёжны, и повредить их можно только при весьма серьезной аварии. Стоит также отметить, что тормозной трос механической системы также неремонтопригоден.
Следовательно, отправляясь в дальний поход на велосипеде с гидравлическими тормозами, нужно захватить комплект гидролиний, немного тормозной жидкости и приспособление для прокачки. Весит такой набор несколько больше, чем тормозной трос, но при этом не нужно брать большое количество запасных тормозных колодок и рубашку троса.