Ironman Malaysia 2018. Моя первая железная дистанция
29.05.2019
Когда мы летели домой, то в долгом семи часовом перелёте я начал писать этот пост в блог. Но перечитать его и опубликовать руки дошли только сейчас, спустя полгода. Ниже о том, как я самостоятельно приготовился к железной дистанции Ironman и пробежал наверное один из самых жарких стартов этой серии - Ironman Malaysia 2018.
Пара слов о том как начиналось После двух марафонов во Вьетнаме и Малайзии я выбрал путь триатлона и конечно же железную дистанцию в качестве цели. Более подробно я писал об этом в отчёте о половинке IronStar в Казани. Казань была пробой, промежуточным шагом к большей цели. Через несколько дней после гонки в Казани я взял слот на полную железную дистанцию Ironman в Малайзии. Критерии выбора - минимум 3 месяца на подготовку b подводку к старту, 2018 год и не слишком далеко. Тайвань, Малайзия, Австралия. Потом был просмотр видео с прошлогодних гонок и муки выбора. В итоге Малайзия, тропический остров Лангкави.
Подготовка Барнаул - это сибирский город и тренироваться вне помещения фитнес-клуба начиная с октября крайне проблематично. Лангкави - это курортный тропический остров. Приехать сюда за несколько дней до гонки - это гарантированно проиграть самому себе из-за отсутствия полноценной акклиматизации. Решение приходит само собой. Гонка 17 ноября. В конце сентября летим всей семьёй в Бангкок, оттуда на соседний с Лангкави остров Пенанг.
На Лангкави выбор жилья ограничен и оно значительно дороже, на Пенанге этих проблем нет. Острова друг от друга находятся в 100км, климат одинаковый. Более того с балкона нашей квартиры на 9 этаже (сняли за 800$ на 2,5 месяца на airbnb) в хорошую погоду был виден остров Лангкави. Тут, на севере Пенанга я плавал, бегал, ездил на велосипеде. Вообщем, усиленно тренировался. Благо местность отличная! На дорогах 100% уважение к велосипедистам (их тут очень много), в 10 минутах от дома горный перевал с отличным асфальтированным серпантином. По периметру острова дистанция около 100км и несколько перевалов по желанию. Плавание в море не задалось, было не комфортно плавать с медузами, которые хоть и не больно, но постоянно кусали, поэтому плавал я в бассейне с несколькими заплывами с буем для плавания в море. Самая “жирная” тренировка была ровно за месяц до старта - 4 часа велосипед и 2 часа бег. (Ссылочки на Strava)
По питанию не было никаких особых графиков - ел и местную кухню в кафешках и домашнюю еду. От кофе и чая полностью отказался. После особо тяжёлых тренировок “паста пати” итальянскими макаронами, с любовью приготовленные женой :). В Азии других макарон нет :).
Особенности трассы Лангкави - тропический остров. Температура днём +32, на солнце крайне жёстко припекает. В это время года в течении дня практически гарантированно идёт дождь, а точнее очень сильный тропический ливень. Две транзитные зоны и финиш разнесены в разные точки острова. Старт и первая транзитка на небольшом уютном пляже пятизвёздочного отеля, два круга плавания в бухте с отличной разметкой по всему периметру. Бухта отгорожена от моря двумя небольшими островами и благодаря этому волн практически нет. Затем два круга по острову на велосипеде с общим набором высоты 1600 метров. Вторая транзитка в огромном кондиционируемом помещении выставочного центра около аэропорта. Бег по полностью перекрытой трассе с отличным асфальтом, через курортную зону с выбеганием на песчаный участок длинной около километра на каждом круге. Финиш на побережье с шикарным видом на закат (если успеешь)
Регистрация, сдача пакетов и велосипеда, просмотр дистанции. Регистрация в помещении экспоцентра, там же где и вторая транзитка. Зная азиатскую особенность в самую жару в полдень сидеть по домам - поехал как раз в полдень и не ошибся. На выдаче стартовых пакетов не было никого. Тут же отдал велосипед в сервис, чтоб настроили и смазали, пока ходил по экспо, залипал на новенькие велосипеды и крутил карбоновые колёса на керамических подшипниках, стоимостью как 4 моих велосипеда - велосипед привели в порядок, настроили и поменяли один тросик… Самое удивительное что это было бесплатно.
Трассу решил смотреть не на велосипеде. Мы по прилёту на неделю сразу взяли авто в аренду - на нём и поехали. И трассу посмотреть на предмет опасных ям и поворотов и остров поглядеть заодно для души. А остров очень красивый! Вся дистанции приличного качества асфальт - лишь на одном спуске я приметил шириной во вю дорогу неприятную кочку в закрытом повороте на спуске. Запомнил километр и на гонке несмотря на сильный дождь просто перепрыгнул её...
Сдача пакетов в транзитки и постановка велосипедов проходила в разных местах (так как транзитки разнесены). На входе в Т1 все велосипеды фотографировали, при выходе с Т1 выдавали чип. Когда за день до старта в 4 часа дня, за пару часов до закрытия Т2, я ставил велосипед, то изначально не планировал спускать колёса и оставить как есть 7 очков, чтоб с утра не заморачиваться, но после 10 минут проведённых в транзитке колёса раскалились до состояния “можно пожарить яичницу”. Решил не испытывать судьбу и стравился до 4 очков.
Про Т2 нечего особо рассказывать. Транзитка разделена на две части - для полужелезной дистанции и железной. Визуально разные входы в неё. Вообщем повесил свой пакет на крючок и уехал в гостиницу.
День соревнований С вечера приготовил питание и изотоник, трисьют и всё остальное. Съедобное убрал в холодильник в отеле, так как без холодильника это всё в таком климате может превратится в протухшую жижу достаточно стремительно и внезапно.
Старт категории профи в 7:48, потом роллинг старт возвратных групп. Т1 закрывают в 7:15. Просыпаюсь в 5, неспешно кушаю овсянку, на цыпочках передвигаясь по гостиничному номеру, чтобы не разбудить сына. С такси решаю не заморачиваться (ой какое верное решение!!!), сажусь за руль нашей арендованной машины и еду не спеша к месту старта. Это около 25 километров. Темно, относительно прохладно. Открыл все окна, кондиционер выключен. Самочувствие на 5+, настроение на 5+, уверенности на 5+. Еду наслаждаюсь моментом, пою песни. Паркуюсь примерно в 300 метрах от старта. Народ со всех сторон стягивается. Беру пакет со снаряжением, закрываю машину, вливаюсь в общий поток атлетов, продвигающихся к старту… Хм, интересно, зачем у этого парня впереди два пакета с собой. О, у вон того… У всех по два пакета! Вообщем снова эпик фейл! Я забыл пакет с флягами и питанием в гостинице! Красавчик! Так же как и в Казани на половинке забыл трисьют - традиция! Смотрю на часы - до закрытия транзитки 35 минут. Дорога в одну сторону занимает 17 минут. Это фиаско… прыгаю за руль, АКПП в режим спорт. На серпантинах в поворотах визг покрышек и подруливание. Реально на скорости 100+ еду боком на переднем приводе микролитражки. Впереди развилка на аэропорт и… Дорогу уже перекрыли!!! Не знаю как я смог уговорить пропустить меня, но вот я уже лечу между конусов по закрытой для бегового этапа трассе. Управился за 13 минут. Дорога обратно не такая быстрая - движение затруднено потоком такси. Но это уже не атлеты, а зрители едут. До закрытия транзитки 15 минут. Аккуратно на сколько можно обгоняю всех и на серпантине снова ухожу вперёд. Паркуюсь разумеется ещё дальше. В транзитку попадаю за 10 минут до закрытия.
Одной рукой ставлю бутылки, второй рукой раскладываю питание, одной ногой качаю колёса, второй ногой уже бегу переодеваться. Вообщем успел! :)
Переоделся в ближайших кустах, всё таки малайзия мусульманская страна и сверкать жопой прилюдно не сильно приемлемый вариант. Крема от загара и спортивного лубриканта для подмышек и промежности не жалел. День будет насыщенным и обрести натёртости и потом мучатся не входило в мои планы.
Гидрашки запрещены. Тут никаких иллюзий потому как вода круглый год 27-29 градусов. На старте стою в середине 3 группы плавания (1:15 - 1:30), так как планирую проплыть за 1:25. Обстановочка очень душевная и на пляже 1,5 тысячи человек в ожидании очень насыщенного дня. Гул сирены, профики пошли. Потом профики женщины. За 5 минут до старта съедаю гель. Стартую ровно в 8 утра, отвесив “пятюню” ведущему.
Плавание Темп не взвинчиваю. Иду по внутреннему радиусу. Разметка комфортная, вода мутновата, но впереди плывущего видно хорошо. Пытаюсь драфтить но не могу найти “своего” пловца. Либо уходят вперёд либо я постоянно щупаю чьи-то пятки. Зарубы нет, все ведут себя очень аккуратно и вежливо, немного замес только на первом развороте. По всему периметру трассы каяки с судьями и есть даже плоты для отдыха тем айронменам, которые видимо не очень айронмены :). Судьи в каяках постоянно свистят в свистки, потому как некоторые уходят с курса, к этому привыкаешь настолько, что перестаёшь замечать.Примерно за 300 метров до окончания первого круга слышу отчаяные крики и ОЧЕНЬ много свиста судей, все они машут руками показывая жестами уйти влево. Отхожу влево и тут же меня обгоняет группа PRO которые финишируют плавательный этап. Скорость просто запредельная - впечатляет нереально! Молотят так, как будто плывут спринт на 200 метров, а не бегут Ironman. Конец первого круга, метров 50 бег по пляжу, хватаю стакан воды - пить не хочу, но рот от солёной воды прополоскал с радостью. Второй круг ничем не примечателен, кроме того что в одном месте немного уплыл в сторону. За 300-400 метров до окончания плавания понимаю что вообще не устал и хочу ещё кружок проплыть. На тренировках я плавал максимум 3 км, так что это личный рекорд дистанции. Поглядываю почаще на финишную арку, чтоб плыть прямо и замечаю что судьи показываю куда то назад пальцем и между собой очень активно общаются и даже по рации что-то там бормочат. Оглядываюсь… а сзади во всю ширину горизонта огромная ядовито чёрная туча. Думаю что неплохо было бы успеть выйти из воды, потому как поглядываю назад через 10 гребков и туча уж очень подозрительно быстро движется в нашу сторону. Метров за 100 до берега начинает подниматься ветер, появляются волны, в которых я на пузе пытаюсь серфить.
Выбегаю на берег и внезапно слышу “Вася давай!!!”. Я чуть не остановился от удивления, потому как моя семья в гостинице и будет только на беговом этапе. А это оказалась жена ещё одного участника “типа из России”, с которым мы познакомились накануне. “Типа”, потому как они 8 лет в Китае живут. Было очень приятно и неожиданно. Настроение было на 5+, а стало на 5++. Когда я подбегал к шатру для переодевания начался апокалипсис. Полетели баннеры, металлические заграждения, растяжки… Ветер просто эпически-ураганный поднялся. За те пару минут что я провёл в шатре Т1 ветер стих и начался несильный дождь. Хватаю велосипед. Транзитка наполовину уже пуста.
Велосипед Запрыгиваю с разбега, не встёгиваясь разгоняюсь немного и потом уже встёгиваю контактные педали. План средней скорости 30км/ч. Понимаю что дождь с ветром дают мне фору, потому как весьма прохладно, а днём такой блажи может не быть вкручиваю по холмистой местности со средней 32-33км/ч. Через пару километров вижу впереди что один волонтёр сидит на шее у другого и держит палку, поднятую вертикально вверх. Непонимание. Подъезжаю и моему удивлению нет предела. Порывами ветра повалило несколько деревьев на дорогу. Деревья они каким то чудом уже оттащили так что проехать можно, но деревья повалили и столб с электропроводами, которые перегородили дорогу! И в такой позе палкой они держали провода, чтобы можно было проехать участникам. Я был впечатлён! На втором круге в этом месте уже была сделана деревянная подпорка, которая удерживала провода на безопасной высоте…
Если на плавании я вышел примерно в середине, то на велодистанции накатываю одного за другим. Ещё в транзитке при постановке велосипеда я был морально унижен и уничтожен тем, что мой велосипед - это алюминиевый Cube стоимостью 50тр, а вокруг карбон, карбон и ещё немного карбона. Все как на подбор дорогие триатлонные байки. От Canyon и Felt просто рябит в глазах. Но велодистанция расставила всё на свои места. Накатываю и не особо напрягаюсь. Дождь усиливается превращаясь в мощный тропический ливень. Со спусков обхожу народ просто десятками если не сотнями. Все едут крайне аккуратно и оттормаживаются. У меня на одной из тренировок на Пенанге была ситуация когда я в тропический ливень в перевал заехал быстрее чем съехал с него, потому что намыло столько глины со склонов на асфальт, что в поворотах срывало оба колеса. Может быть поэтому ручьи сплошным потоком на асфальте меня не пугали совершенно и я просто вкручивал под 50 по воде на этих спусках.
Примерно на 20км запомнил очень трагичный и эмоциональный момент. Я еду в гору, а навстречу (на 7-10 км) на обочине стоит мужик лет 50 и рыдает в истерике. На спуске он упал, улетел на обочину в сухую листву. Сам целый, только заморался. Но сломал руль на велосипеде. Он стоит, смотрит на проезжающих в обе стороны велосипедистов, рыдает, пытается что-то поменять, исправить, как то закрепить руль. Тщетно...Карбоновый руль просто сломан пополам. Ничего не сделать. Его Ironman закончился не успев начаться… Эта ситуация меня очень зацепила и я помнил о ней всю дорогу. До сих пор картина перед глазами. Это было на пределе эмоциональности.
Запас еды и питья у меня свой. Пункты питания пролетаю не сбавляя скорости. Забегая вперёд - изотоника мне хватило на 145 км, потом один раз оттормозился, залил ледяного изотоника на пункте питания во флягу на руле и вылил на голову бутылку холодной воды.
Было ощущение что большинство европейских участников приехали с группами поддержки по 5-10 человек, которые почти по всей дистанции стояли и поддерживали всех без исключения. Это мегапозитив! Едешь и ждёшь, чего же выдумает следующая группа! Больше всего запомнилась девушка в огромном радужном парике и такого же цвета огромной пышной короткой юбке в огромных красных очках, которая приветствовала участников с плакатом “Smile! Remember that you paid for it!” - “Улыбайся! Помни что ты заплатил за это!”. К концу второго круга навстречу проезжают лидеры категории PRO. Они примерно в 45 км спереди. Скорость уже не та что во время ливня и прохлады. В районе 30км/ч и продолжает падать. Во время дождя с цепи вымыло всю смазку и этот пронзительный свист даёт понять, что мои усилия идут не в скорость, а в борьбу с трением цепи. Вот бы сейчас немного лубриканта с моего тела да на цепь телепортировать… На улице пекло, тут нет новостей. В тени 30, на солнце остаётся только догадываться… На 145 км залил изотоника и съел организаторский банан. Последние километры. Компьютер показывает 178, но я понимаю, что до транзитки ещё далеко. В итоге 182 километра и время 6:09. Увеличиваю каденс, снижаю скорость чтоб дать ногам немного воли…
Бег В транзитке красная ковровая дорожка, велосипед ловят кетчеры. Прохлада помещения в котором находится Т2 сбивает с ног. Переобуваюсь очень быстро и нет желания вставать со стула - хочется посидеть, расслабится, отдохнуть. Фигня! Отдохну через 4 часа - пока что всё по плану, а впереди всего лишь мелочь - пробежать марафон быстрее 4 часов 15 минут и тогда я выйду из 12 часов. Но мой план 11:50, так что расслабляться рано - побежали. Выбегаю из транзитки и жара ударяет в голову. Пекло, солнце, влажность 100%. Недаром один из PRO атлетов в 2017 году в официальном ролике с соревнований сказал “Я был на многих стартах, в том числе Lanzarote, но это гораздо сложнее чем все старты на которых я бывал”. Первые 2 км пробегаю в темпе около 5:15. Понимаю что это может стать фатальной ошибкой и надо срочно сбавлять. Но после 180км велосипеда это сделать крайне тяжело. Сбавляю, через пару минут темп снова в районе 5 минут на километр. Начинает колоть бок, в животе какая-то бурлящая жесть. Но для 182 км в неестественно скрюченной позе на лежаке велосипеда - это нормально. Знаю что пройдёт. Никаких ношп и т.п. я не использую, и не понимаю зачем люди это жрут на гонках. Мы ж не профики, работающие на пределе, так давайте получать удовольствие и слышать свой организм, ведь через боль он общается с нами, а мы ему ношпу - типа “заткнись, тебя не спрашивали”. Вообщем в итоге во многом благодаря неприятным ощущениям болевым смог укротить свой пыл и выйти примерно на расчётный темп около 5:45. Пункты питания через каждые 2 км. Впереди 2,5 круга. Еда есть своя, но через 15 км я понял, что я столько не сожру и вообще в меня уже ничего не лезет. Оставляю несколько гелей на поясе, а сумку с изотоником и батончиками скидываю своей группе поддержки. О как же было приятно в тот момент увидеть свою семью!!!
На каждом пункте стакан изотоника во внутрь, две губки со льдом под трисьют, ковш воды со льдом на голову, бутылка холодной воды 0,5 для охлаждения на 2 км до следующего пункта питания.
На первом круге около финишного городка вешают на руку силиконовый браслет белого цвета с символикой Ironman, это отметка круга. Первая мысль - а чего не красный то? Но потом видишь у более быстрых бегунов которые бегут навстречу на руке 2 браслета - белый и красный и думаешь “О! Надо бежать вперёд, чтоб получить красный )))”. Темп удалось держать всю дистанцию 5:45. Официальный ниже, потому как приходилось снижать скорость или даже делать остановки у пунктов питания.
Вокруг народ часто переходит на шаг. Кто-то не может бежать, кому-то волонтёры зонтиками создают тень и по телефону что-то активно и эмоционально говорят, а потом навстречу проезжает скорая помощь. Очень тяжело. Где-то на 30 километре обгоняю прошлогоднего чемпиона этого старта, француза Guillaume Romain. Как выяснилось позже он переработал на велосипеде и судя по всему сдулся на беге, пройдя всю дистанцию пешком (либо получил травму...).
Смеркается… На последних 10 км добавляю темп, стабильно обхожу народ. Вообще не помню чтоб меня кто-то обогнал за весь беговой этап, кроме нескольких атлетов, которые были на круг впереди и уже шли на финиш. Вообще это мой третий марафон и я особо не напрягаюсь, так как по всем расчётам иду в планируемом темпе, и плюс/минус несколько минут мне не принципиальны. Последние 3 км как в тумане. Огромная энергетика поддержки отдыхающих, которые повыстаскивали стулья из всех кафешек на центральной улице, сидят и эмоционально приветствуют всех айронменов. Понимаешь, что осталось пару километров, начинает приходить какое-то понимание и эйфория.
Красная ковровая дорожка, вокруг приветствуют совершенно незнакомые люди, на табло в финишной арке 11:50:10 и ведущий с трудом произносит мои имя и фамилию и слова “You are an Ironman”. Я это сделал! Идеально! По плану, прям практически секунда в секунду. Так что на несколько месяцев занимаю почётное первое место в нашем местном рейтинге триатлетов, как самый быстрый железяка Алтая ))
После финиша В финишном городке организован курорт в рамках курортного тропического острова. Еда на любой вкус, напитки на любой вкус, бассейн с холодной водой, в котором плавают льдины, массаж, общение, эмоции от дистанции… Так незаметно пролетел ещё 1 час, после чего я походкой ковбоя передвигаюсь в сторону выхода из финишной зоны, получаю свою футболку финишёра и иду вдоль дистанции в сторону гостиницы. Это около одного километра. Для тех кто ещё бежит (а это уже время 13+ часов как минимум) я выгляжу как супергерой. Один из участников перешедших на шаг увидев огромную медаль у меня на шее восклицает “Wow! So huge medal!” (Ого, какая огромная медаль!) и начинает снова бежать. После этого всех кто идёт пешком я начинаю мотивировать словами “Huge medal is waiting for you after finish line!” (Огромная медаль ждёт тебя после финишной линии!). И это помогает в 10 случаях из 10! Народ начинает медленно бежать, но у большинства из них на руке лишь один круговой браслет или же нет вообще… А это значит что до финиша им ещё 17-34км…
На следующий день всё болит, ноги гудят. Ходить по лестнице на второй этаж гостиницы - сродни подвигу и финишу на железной дистанции ))). На второй день уже проще и даже делаю лёгкую восстановительную пробежку. На третий день понимание, что я в отличной физической форме, лучшей за 34 года жизни и желание запланировать новый старт.
Благодарности Благодарю в первую очередь мою семью за то что поддерживали, вытерпили все эти длительные тренировки и были всегда рядом! Родителей, которые поддерживали и переживали находясь в нескольких тясячах километров и даже слепили снеговика с табличкой "Вася, вперёд!". Это было очень мило! Всех друзей и знакомых кто верил в мои силы!