Ironman Malaysia 2018. Моя первая железная дистанция

29.05.2019
Когда мы летели домой, то в долгом семи часовом перелёте я начал писать этот пост в блог. Но перечитать его и опубликовать руки дошли только сейчас, спустя полгода. Ниже о том, как я самостоятельно приготовился к железной дистанции Ironman и пробежал наверное один из самых жарких стартов этой серии - Ironman Malaysia 2018.

46241219_135405007456548_5701205517283197227_n.jpg


Пара слов о том как начиналось
После двух марафонов во Вьетнаме и Малайзии я выбрал путь триатлона и конечно же железную дистанцию в качестве цели. Более подробно я писал об этом в отчёте о половинке IronStar в Казани. Казань была пробой, промежуточным шагом к большей цели. Через несколько дней после гонки в Казани я взял слот на полную железную дистанцию Ironman в Малайзии. Критерии выбора - минимум 3 месяца на подготовку b подводку к старту, 2018 год и не слишком далеко. Тайвань, Малайзия, Австралия. Потом был просмотр видео с прошлогодних гонок и муки выбора. В итоге Малайзия, тропический остров Лангкави.

Подготовка
Барнаул - это сибирский город и тренироваться вне помещения фитнес-клуба начиная с октября крайне проблематично. Лангкави - это курортный тропический остров. Приехать сюда за несколько дней до гонки - это гарантированно проиграть самому себе из-за отсутствия полноценной акклиматизации. Решение приходит само собой. Гонка 17 ноября. В конце сентября летим всей семьёй в Бангкок, оттуда на соседний с Лангкави остров Пенанг.

41940327_264766027508214_6764787460824339002_n.jpg

На Лангкави выбор жилья ограничен и оно значительно дороже, на Пенанге этих проблем нет. Острова друг от друга находятся в 100км, климат одинаковый. Более того с балкона нашей квартиры на 9 этаже (сняли за 800$ на 2,5 месяца на airbnb) в хорошую погоду был виден остров Лангкави. Тут, на севере Пенанга я плавал, бегал, ездил на велосипеде. Вообщем, усиленно тренировался. Благо местность отличная! На дорогах 100% уважение к велосипедистам (их тут очень много), в 10 минутах от дома горный перевал с отличным асфальтированным серпантином. По периметру острова дистанция около 100км и несколько перевалов по желанию. Плавание в море не задалось, было не комфортно плавать с медузами, которые хоть и не больно, но постоянно кусали, поэтому плавал я в бассейне с несколькими заплывами с буем для плавания в море. Самая “жирная” тренировка была ровно за месяц до старта - 4 часа велосипед и 2 часа бег. (Ссылочки на Strava)

43160826_478930565959784_5095729011847468153_n.jpg

По питанию не было никаких особых графиков - ел и местную кухню в кафешках и домашнюю еду. От кофе и чая полностью отказался. После особо тяжёлых тренировок “паста пати” итальянскими макаронами, с любовью приготовленные женой :). В Азии других макарон нет :).

Особенности трассы
Лангкави - тропический остров. Температура днём +32, на солнце крайне жёстко припекает. В это время года в течении дня практически гарантированно идёт дождь, а точнее очень сильный тропический ливень. Две транзитные зоны и финиш разнесены в разные точки острова. Старт и первая транзитка на небольшом уютном пляже пятизвёздочного отеля, два круга плавания в бухте с отличной разметкой по всему периметру. Бухта отгорожена от моря двумя небольшими островами и благодаря этому волн практически нет. Затем два круга по острову на велосипеде с общим набором высоты 1600 метров. Вторая транзитка в огромном кондиционируемом помещении выставочного центра около аэропорта. Бег по полностью перекрытой трассе с отличным асфальтом, через курортную зону с выбеганием на песчаный участок длинной около километра на каждом круге. Финиш на побережье с шикарным видом на закат (если успеешь)

45988099_2119290395052027_4268395672140583025_n.jpg

Регистрация, сдача пакетов и велосипеда, просмотр дистанции.
Регистрация в помещении экспоцентра, там же где и вторая транзитка. Зная азиатскую особенность в самую жару в полдень сидеть по домам - поехал как раз в полдень и не ошибся. На выдаче стартовых пакетов не было никого. Тут же отдал велосипед в сервис, чтоб настроили и смазали, пока ходил по экспо, залипал на новенькие велосипеды и крутил карбоновые колёса на керамических подшипниках, стоимостью как 4 моих велосипеда - велосипед привели в порядок, настроили и поменяли один тросик… Самое удивительное что это было бесплатно.

Трассу решил смотреть не на велосипеде. Мы по прилёту на неделю сразу взяли авто в аренду - на нём и поехали. И трассу посмотреть на предмет опасных ям и поворотов и остров поглядеть заодно для души. А остров очень красивый! Вся дистанции приличного качества асфальт - лишь на одном спуске я приметил шириной во вю дорогу неприятную кочку в закрытом повороте на спуске. Запомнил километр и на гонке несмотря на сильный дождь просто перепрыгнул её...

Сдача пакетов в транзитки и постановка велосипедов проходила в разных местах (так как транзитки разнесены). На входе в Т1 все велосипеды фотографировали, при выходе с Т1 выдавали чип. Когда за день до старта в 4 часа дня, за пару часов до закрытия Т2, я ставил велосипед, то изначально не планировал спускать колёса и оставить как есть 7 очков, чтоб с утра не заморачиваться, но после 10 минут проведённых в транзитке колёса раскалились до состояния “можно пожарить яичницу”. Решил не испытывать судьбу и стравился до 4 очков.

Про Т2 нечего особо рассказывать. Транзитка разделена на две части - для полужелезной дистанции и железной. Визуально разные входы в неё. Вообщем повесил свой пакет на крючок и уехал в гостиницу.

im-malaysia.jpg

День соревнований
С вечера приготовил питание и изотоник, трисьют и всё остальное. Съедобное убрал в холодильник в отеле, так как без холодильника это всё в таком климате может превратится в протухшую жижу достаточно стремительно и внезапно.

Старт категории профи в 7:48, потом роллинг старт возвратных групп. Т1 закрывают в 7:15. Просыпаюсь в 5, неспешно кушаю овсянку, на цыпочках передвигаясь по гостиничному номеру, чтобы не разбудить сына. С такси решаю не заморачиваться (ой какое верное решение!!!), сажусь за руль нашей арендованной машины и еду не спеша к месту старта. Это около 25 километров. Темно, относительно прохладно. Открыл все окна, кондиционер выключен. Самочувствие на 5+, настроение на 5+, уверенности на 5+. Еду наслаждаюсь моментом, пою песни. Паркуюсь примерно в 300 метрах от старта. Народ со всех сторон стягивается. Беру пакет со снаряжением, закрываю машину, вливаюсь в общий поток атлетов, продвигающихся к старту… Хм, интересно, зачем у этого парня впереди два пакета с собой. О, у вон того… У всех по два пакета! Вообщем снова эпик фейл! Я забыл пакет с флягами и питанием в гостинице! Красавчик! Так же как и в Казани на половинке забыл трисьют - традиция! Смотрю на часы - до закрытия транзитки 35 минут. Дорога в одну сторону занимает 17 минут. Это фиаско… прыгаю за руль, АКПП в режим спорт. На серпантинах в поворотах визг покрышек и подруливание. Реально на скорости 100+ еду боком на переднем приводе микролитражки. Впереди развилка на аэропорт и… Дорогу уже перекрыли!!! Не знаю как я смог уговорить пропустить меня, но вот я уже лечу между конусов по закрытой для бегового этапа трассе. Управился за 13 минут. Дорога обратно не такая быстрая - движение затруднено потоком такси. Но это уже не атлеты, а зрители едут. До закрытия транзитки 15 минут. Аккуратно на сколько можно обгоняю всех и на серпантине снова ухожу вперёд. Паркуюсь разумеется ещё дальше. В транзитку попадаю за 10 минут до закрытия.

Одной рукой ставлю бутылки, второй рукой раскладываю питание, одной ногой качаю колёса, второй ногой уже бегу переодеваться. Вообщем успел! :)

Переоделся в ближайших кустах, всё таки малайзия мусульманская страна и сверкать жопой прилюдно не сильно приемлемый вариант. Крема от загара и спортивного лубриканта для подмышек и промежности не жалел. День будет насыщенным и обрести натёртости и потом мучатся не входило в мои планы.

Гидрашки запрещены. Тут никаких иллюзий потому как вода круглый год 27-29 градусов. На старте стою в середине 3 группы плавания (1:15 - 1:30), так как планирую проплыть за 1:25. Обстановочка очень душевная и на пляже 1,5 тысячи человек в ожидании очень насыщенного дня. Гул сирены, профики пошли. Потом профики женщины. За 5 минут до старта съедаю гель. Стартую ровно в 8 утра, отвесив “пятюню” ведущему.

photo_2019-05-29_14-14-13.jpg

Плавание
Темп не взвинчиваю. Иду по внутреннему радиусу. Разметка комфортная, вода мутновата, но впереди плывущего видно хорошо. Пытаюсь драфтить но не могу найти “своего” пловца. Либо уходят вперёд либо я постоянно щупаю чьи-то пятки. Зарубы нет, все ведут себя очень аккуратно и вежливо, немного замес только на первом развороте. По всему периметру трассы каяки с судьями и есть даже плоты для отдыха тем айронменам, которые видимо не очень айронмены :). Судьи в каяках постоянно свистят в свистки, потому как некоторые уходят с курса, к этому привыкаешь настолько, что перестаёшь замечать.Примерно за 300 метров до окончания первого круга слышу отчаяные крики и ОЧЕНЬ много свиста судей, все они машут руками показывая жестами уйти влево. Отхожу влево и тут же меня обгоняет группа PRO которые финишируют плавательный этап. Скорость просто запредельная - впечатляет нереально! Молотят так, как будто плывут спринт на 200 метров, а не бегут Ironman. Конец первого круга, метров 50 бег по пляжу, хватаю стакан воды - пить не хочу, но рот от солёной воды прополоскал с радостью. Второй круг ничем не примечателен, кроме того что в одном месте немного уплыл в сторону. За 300-400 метров до окончания плавания понимаю что вообще не устал и хочу ещё кружок проплыть. На тренировках я плавал максимум 3 км, так что это личный рекорд дистанции. Поглядываю почаще на финишную арку, чтоб плыть прямо и замечаю что судьи показываю куда то назад пальцем и между собой очень активно общаются и даже по рации что-то там бормочат. Оглядываюсь… а сзади во всю ширину горизонта огромная ядовито чёрная туча. Думаю что неплохо было бы успеть выйти из воды, потому как поглядываю назад через 10 гребков и туча уж очень подозрительно быстро движется в нашу сторону. Метров за 100 до берега начинает подниматься ветер, появляются волны, в которых я на пузе пытаюсь серфить.

Выбегаю на берег и внезапно слышу “Вася давай!!!”. Я чуть не остановился от удивления, потому как моя семья в гостинице и будет только на беговом этапе. А это оказалась жена ещё одного участника “типа из России”, с которым мы познакомились накануне. “Типа”, потому как они 8 лет в Китае живут. Было очень приятно и неожиданно. Настроение было на 5+, а стало на 5++. Когда я подбегал к шатру для переодевания начался апокалипсис. Полетели баннеры, металлические заграждения, растяжки… Ветер просто эпически-ураганный поднялся. За те пару минут что я провёл в шатре Т1 ветер стих и начался несильный дождь. Хватаю велосипед. Транзитка наполовину уже пуста.

Велосипед
Запрыгиваю с разбега, не встёгиваясь разгоняюсь немного и потом уже встёгиваю контактные педали. План средней скорости 30км/ч. Понимаю что дождь с ветром дают мне фору, потому как весьма прохладно, а днём такой блажи может не быть вкручиваю по холмистой местности со средней 32-33км/ч. Через пару километров вижу впереди что один волонтёр сидит на шее у другого и держит палку, поднятую вертикально вверх. Непонимание. Подъезжаю и моему удивлению нет предела. Порывами ветра повалило несколько деревьев на дорогу. Деревья они каким то чудом уже оттащили так что проехать можно, но деревья повалили и столб с электропроводами, которые перегородили дорогу! И в такой позе палкой они держали провода, чтобы можно было проехать участникам. Я был впечатлён! На втором круге в этом месте уже была сделана деревянная подпорка, которая удерживала провода на безопасной высоте…

2529_044100.jpg

Если на плавании я вышел примерно в середине, то на велодистанции накатываю одного за другим. Ещё в транзитке при постановке велосипеда я был морально унижен и уничтожен тем, что мой велосипед - это алюминиевый Cube стоимостью 50тр, а вокруг карбон, карбон и ещё немного карбона. Все как на подбор дорогие триатлонные байки. От Canyon и Felt просто рябит в глазах. Но велодистанция расставила всё на свои места. Накатываю и не особо напрягаюсь. Дождь усиливается превращаясь в мощный тропический ливень. Со спусков обхожу народ просто десятками если не сотнями. Все едут крайне аккуратно и оттормаживаются. У меня на одной из тренировок на Пенанге была ситуация когда я в тропический ливень в перевал заехал быстрее чем съехал с него, потому что намыло столько глины со склонов на асфальт, что в поворотах срывало оба колеса. Может быть поэтому ручьи сплошным потоком на асфальте меня не пугали совершенно и я просто вкручивал под 50 по воде на этих спусках.

Примерно на 20км запомнил очень трагичный и эмоциональный момент. Я еду в гору, а навстречу (на 7-10 км) на обочине стоит мужик лет 50 и рыдает в истерике. На спуске он упал, улетел на обочину в сухую листву. Сам целый, только заморался. Но сломал руль на велосипеде. Он стоит, смотрит на проезжающих в обе стороны велосипедистов, рыдает, пытается что-то поменять, исправить, как то закрепить руль. Тщетно...Карбоновый руль просто сломан пополам. Ничего не сделать. Его Ironman закончился не успев начаться… Эта ситуация меня очень зацепила и я помнил о ней всю дорогу. До сих пор картина перед глазами. Это было на пределе эмоциональности.

Запас еды и питья у меня свой. Пункты питания пролетаю не сбавляя скорости. Забегая вперёд - изотоника мне хватило на 145 км, потом один раз оттормозился, залил ледяного изотоника на пункте питания во флягу на руле и вылил на голову бутылку холодной воды.

Было ощущение что большинство европейских участников приехали с группами поддержки по 5-10 человек, которые почти по всей дистанции стояли и поддерживали всех без исключения. Это мегапозитив! Едешь и ждёшь, чего же выдумает следующая группа! Больше всего запомнилась девушка в огромном радужном парике и такого же цвета огромной пышной короткой юбке в огромных красных очках, которая приветствовала участников с плакатом “Smile! Remember that you paid for it!” - “Улыбайся! Помни что ты заплатил за это!”. К концу второго круга навстречу проезжают лидеры категории PRO. Они примерно в 45 км спереди. Скорость уже не та что во время ливня и прохлады. В районе 30км/ч и продолжает падать. Во время дождя с цепи вымыло всю смазку и этот пронзительный свист даёт понять, что мои усилия идут не в скорость, а в борьбу с трением цепи. Вот бы сейчас немного лубриканта с моего тела да на цепь телепортировать… На улице пекло, тут нет новостей. В тени 30, на солнце остаётся только догадываться… На 145 км залил изотоника и съел организаторский банан. Последние километры. Компьютер показывает 178, но я понимаю, что до транзитки ещё далеко. В итоге 182 километра и время 6:09. Увеличиваю каденс, снижаю скорость чтоб дать ногам немного воли…

Бег
В транзитке красная ковровая дорожка, велосипед ловят кетчеры. Прохлада помещения в котором находится Т2 сбивает с ног. Переобуваюсь очень быстро и нет желания вставать со стула - хочется посидеть, расслабится, отдохнуть. Фигня! Отдохну через 4 часа - пока что всё по плану, а впереди всего лишь мелочь - пробежать марафон быстрее 4 часов 15 минут и тогда я выйду из 12 часов. Но мой план 11:50, так что расслабляться рано - побежали. Выбегаю из транзитки и жара ударяет в голову. Пекло, солнце, влажность 100%. Недаром один из PRO атлетов в 2017 году в официальном ролике с соревнований сказал “Я был на многих стартах, в том числе Lanzarote, но это гораздо сложнее чем все старты на которых я бывал”. Первые 2 км пробегаю в темпе около 5:15. Понимаю что это может стать фатальной ошибкой и надо срочно сбавлять. Но после 180км велосипеда это сделать крайне тяжело. Сбавляю, через пару минут темп снова в районе 5 минут на километр. Начинает колоть бок, в животе какая-то бурлящая жесть. Но для 182 км в неестественно скрюченной позе на лежаке велосипеда - это нормально. Знаю что пройдёт. Никаких ношп и т.п. я не использую, и не понимаю зачем люди это жрут на гонках. Мы ж не профики, работающие на пределе, так давайте получать удовольствие и слышать свой организм, ведь через боль он общается с нами, а мы ему ношпу - типа “заткнись, тебя не спрашивали”. Вообщем в итоге во многом благодаря неприятным ощущениям болевым смог укротить свой пыл и выйти примерно на расчётный темп около 5:45. Пункты питания через каждые 2 км. Впереди 2,5 круга. Еда есть своя, но через 15 км я понял, что я столько не сожру и вообще в меня уже ничего не лезет. Оставляю несколько гелей на поясе, а сумку с изотоником и батончиками скидываю своей группе поддержки. О как же было приятно в тот момент увидеть свою семью!!!

2529_032367.jpg

На каждом пункте стакан изотоника во внутрь, две губки со льдом под трисьют, ковш воды со льдом на голову, бутылка холодной воды 0,5 для охлаждения на 2 км до следующего пункта питания.

На первом круге около финишного городка вешают на руку силиконовый браслет белого цвета с символикой Ironman, это отметка круга. Первая мысль - а чего не красный то? Но потом видишь у более быстрых бегунов которые бегут навстречу на руке 2 браслета - белый и красный и думаешь “О! Надо бежать вперёд, чтоб получить красный )))”. Темп удалось держать всю дистанцию 5:45. Официальный ниже, потому как приходилось снижать скорость или даже делать остановки у пунктов питания.

Вокруг народ часто переходит на шаг. Кто-то не может бежать, кому-то волонтёры зонтиками создают тень и по телефону что-то активно и эмоционально говорят, а потом навстречу проезжает скорая помощь. Очень тяжело. Где-то на 30 километре обгоняю прошлогоднего чемпиона этого старта, француза Guillaume Romain. Как выяснилось позже он переработал на велосипеде и судя по всему сдулся на беге, пройдя всю дистанцию пешком (либо получил травму...).

Смеркается… На последних 10 км добавляю темп, стабильно обхожу народ. Вообще не помню чтоб меня кто-то обогнал за весь беговой этап, кроме нескольких атлетов, которые были на круг впереди и уже шли на финиш. Вообще это мой третий марафон и я особо не напрягаюсь, так как по всем расчётам иду в планируемом темпе, и плюс/минус несколько минут мне не принципиальны. Последние 3 км как в тумане. Огромная энергетика поддержки отдыхающих, которые повыстаскивали стулья из всех кафешек на центральной улице, сидят и эмоционально приветствуют всех айронменов. Понимаешь, что осталось пару километров, начинает приходить какое-то понимание и эйфория.

Красная ковровая дорожка, вокруг приветствуют совершенно незнакомые люди, на табло в финишной арке 11:50:10 и ведущий с трудом произносит мои имя и фамилию и слова “You are an Ironman”. Я это сделал! Идеально! По плану, прям практически секунда в секунду. Так что на несколько месяцев занимаю почётное первое место в нашем местном рейтинге триатлетов, как самый быстрый железяка Алтая ))

45629378_320538998532773_5048173731533340918_n.jpg

После финиша
В финишном городке организован курорт в рамках курортного тропического острова. Еда на любой вкус, напитки на любой вкус, бассейн с холодной водой, в котором плавают льдины, массаж, общение, эмоции от дистанции… Так незаметно пролетел ещё 1 час, после чего я походкой ковбоя передвигаюсь в сторону выхода из финишной зоны, получаю свою футболку финишёра и иду вдоль дистанции в сторону гостиницы. Это около одного километра. Для тех кто ещё бежит (а это уже время 13+ часов как минимум) я выгляжу как супергерой. Один из участников перешедших на шаг увидев огромную медаль у меня на шее восклицает “Wow! So huge medal!” (Ого, какая огромная медаль!) и начинает снова бежать. После этого всех кто идёт пешком я начинаю мотивировать словами “Huge medal is waiting for you after finish line!” (Огромная медаль ждёт тебя после финишной линии!). И это помогает в 10 случаях из 10! Народ начинает медленно бежать, но у большинства из них на руке лишь один круговой браслет или же нет вообще… А это значит что до финиша им ещё 17-34км…

45553167_1893128860794298_4391843923596502451_n.jpg

На следующий день всё болит, ноги гудят. Ходить по лестнице на второй этаж гостиницы - сродни подвигу и финишу на железной дистанции ))). На второй день уже проще и даже делаю лёгкую восстановительную пробежку. На третий день понимание, что я в отличной физической форме, лучшей за 34 года жизни и желание запланировать новый старт.



ironman-cert.jpg


Благодарности
Благодарю в первую очередь мою семью за то что поддерживали, вытерпили все эти длительные тренировки и были всегда рядом! Родителей, которые поддерживали и переживали находясь в нескольких тясячах километров и даже слепили снеговика с табличкой "Вася, вперёд!". Это было очень мило! Всех друзей и знакомых кто верил в мои силы!

Ссылки по теме:

44821140_331014377710835_5621775882034139912_n.jpg
Здесь Стройсинтез отзывы.