Барнаульский маунтинбайкер-любитель на официальной XC гонке

21.09.2023
Идею закатить с профиками на официальных соревнованиях подкинул Кэп (Масленников Сергей) после июньской гонки XCO «Ёлочка». Я понятия не имел, как едут профессиональные спортсмены маунтинбайкеры, и мероприятие сулило бесценный опыт. Соглашаюсь без раздумий, и Серёга берёт меня под патронаж.

Коротко о себе:
29 лет. Начал кататься на велосипеде в 2016 году. С 2017 года пробовал себя на любительских гонках кросс-кантри и ездил велотурами в горы. С 2020 года пошёл заниматься в мульиспортивный клуб «Yolochka». Там научили технике катания на беговых лыжах, и далее с 2021 года спортивная карьера резко пошла в гору. В 2022 году выиграл Кубок Сибирских Городов по кросс-кантри и в 2023 тоже (досрочно). Работаю 5/2 инженером-конструктором. Количество тренировочных часов в неделю: 10-11, накат за сезон 5,5-6 тысяч километров.

После изучения календаря стартов на сайте ФВСР выбираем Международные соревнования в Чебоксарах. Составляем смету и открываем краундфандинг. Нужная сумма 70к собирается за два дня, и мы понимаем - назад дороги нет. Бабосики греют ляжку, я хочу потратить их максимально рационально. Первое - это билеты. Все знают, что чем ближе к вылету, тем дороже. Но я опасаюсь покупать, не имея 100% уверенности, что старт состоится. Наш информатор Александр Грибанов (держатель печати Алтайской Федерации Велоспорта и живущий в Краснодаре) поначалу действительно помогал, объясняя какой пакет документов нужен. Но он не мог дать никакой гарантии, что гонка будет. Что ж, тогда ребята мне говорят - выясняй сам. Я по страве нахожу круг XCO в Чебах, смотрю ТОП 10, вижу среди них знакомых с «Евразии» (популярная кантрийная многодневка в ЕКБ). Пишу им, они дают мне «секретный номер» Крутилина (это главный тренер по МТБ в РФ). Я связываюсь с ним в телеге: «так мол, и так». Он сразу отвечает, что подходящего мне старта в Чебоксарах не будет, и бедолаге без разряда можно только на международную серию, например, в Псебай (Краснодарский край). На Кубок России или Чемпионат России можно попасть только с 1-м разрядом по маунтинбайку. После этого события Грибанов перестаёт со мной общаться, выражая какую-то обиду. А может и не из-за этого. Уже не важно. Я же покупаю билеты в Минеральные воды и начинаю готовиться при помощи двух Сергеев - Масленникова и Минина (последний мой консультирующий тренер).


Какие документы понадобились:
  1. Карточка участника UCI. Покупается раз в год, стоит 4к. Дает право участвовать в профессиональных гонках.
  2. Медицинская справка из спортивного диспансера, где написано, что именно ты можешь заниматься именно велоспортом.
  3. Сертификат от РУСАДЫ. Это просто тест, пройдя который, вы знакомитесь со всеми последствиями использования допинга. Кровь никуда сдавать не надо. Если заподозрят в чём-то - придут и возьмут сами всё, что нужно и когда нужно.
  4. Заявка от региональной федерации велоспорта. С этим было сложнее всего. Чистая бюрократия. Официальное лицо федерации — это Александр Грибанов. А я так и не понял: он меня заявил или же я сам заявился через Крутилина. Мы не общались толком. Но документы я подавал сам напрямую к главному судье гонки. Конечно, так не должно быть, но так получилось.
К слову, о бюрократии. Именно она вносила самую большую смуту. На коммерческих гонках как: выложили положение в общий доступ, выкатили ценник. Ты за 5 минут зарегался и дальше не греешь голову «а что же тебя ожидает». Тут всё вообще не так. Чтобы регулярно гоняться нужен свой чиновник или активное официальное лицо федерации, которое возьмёт на себя всю эту непонятную обывателю бумажно- бюрократичную волокиту.

Готовился я ответственно: тренировки, гонки, легальная фарма - делал всё, что мог позволить мне мой кошелек. Всё-таки очень ответственное дело - представлять Алтайский край. Контрольные старты в рамках «кубка-кубков Сибирских городов по КК» показывали, что мы всё делаем правильно и нога есть.

Приезд и знакомство с локацией.

Прилетел я 5-го сентября, первый старт был назначен на 8-е. Добраться до посёлка Псебай было непросто. Сначала пришлось доехать до Новосибирского аэропорта. Оттуда долететь до Минеральных вод. Взять в Мин. водах машину в аренду и ехать через два региона 250 км на место старта. Автобусы туда толком не ходят. Электричек нет. Такси стоят дорого. Словом - место гонок было выбрано не самое удобное с точки зрения логистики. Немудрено, что зрителей как таковых не было вообще. А все топовые сборники уже были на местности, кто-то после двухнедельных сборов в Архызе. На высоте. Тут я познакомился с Боредским Русланом (СПБ) и Осиповым Даниилом (Московская область). Очень мощные парни. Оба в сборной по кросс-кантри. Они показали мне мтбшный Псебай и основные линии горы «Герпегем». А вот земляк Грибанов Александр, не смотря на то, что тоже был в форме АЦТ не проявил солидарности. Тут приехали целыми составами. Я приехал один, добирался дольше/сложнее всех. Какой смысл отождествлять себя с Алтаем и носить форму АЦТ? Для понта? Да, я сам не из «АЦТ", я из «Елочки». Но когда речь заходит о подобных гонках вне региона, это уже не имеет значения. Отправляли меня Altay Cycling Team, кэп лично выдавал форму! А поддерживала вся Сибирь: «Yolochka», «Altay Cycling Team», «Novosibirsk Masters», «SibRiders»… Много моральной поддержки! Даже Рейтер Андрей, который никогда не ставит лайки «выскочкам», типа меня, лично пожелал удачи! И поэтому я крайне переживал, чтобы не подвести…



Стартовые ворота
Первый гоночный день XCC (шорт-трек).
Мужчин ставят вместе с юниорами. Так принято в UCI. В протоколе я и Боредский – самые старые, 1994 года. Остальные на 4-5 лет младше. Атмосфера серьёзная, все приехали бороться за места, улыбок мало. Кольцевая трасса 1,6 км, 7 кругов. Подъёмов серьёзных нет, есть спуск по лестнице, спуск по камням и небольшая памп-секция. На старт запускают строго по регламенту - по очереди вызывая каждый номер, согласно рейтингу. Я захожу последний, передо мной Грибанов Саша-младший. Он тоже почему-то гоняет за Алтайский край))) «Сейчас поработаем командой» - думаю с сарказмом про себя. А судья объявляет: «В следующие 15 секунд будет дан старт…»

Выстрел! И группа сразу же заряжает на максимальные обороты! На таких коротких гонках решает старт. Разгонка быстро заканчивается, и начинаются первые «затыки», в которых бездарно теряются десятки секунд. Организм выходит на анаэробную орбиту, даёт добро, и после первого круга я давлю везде и всегда на все бабки, прошивая пачки юниоров. Один из кругов вообще везу группу на колесе))). Но к 5-му кругу из группы остался только парень из Чебоксар. Перед выходом на финишные 150 метров на сингл-треке немного беру влево, типа ошибаюсь. На самом деле намеренно так делаю, чтобы пропустить молодого гонщика вперед. Он сразу даёт ускорение, я сажусь на колесо и, как Вин Дизель из форсажа, думаю про себя: «Рановато, парень, рановато)))». А вот за 50 метров до финиша - самое время! Встаю в ноги и с мощностью за 1кВт обгоняю соперника в створе. Это меня очень воодушевляет. Значит я не на самом дне! (но где-то очень рядом).


Протокол XCC

Второй гоночный день XCO (олимпийский кросс-кантри).
Трассу разметили за день до гонки. 125 метров набора на круг длиной 3.2 км. Всего предстояло проехать 9 таких кругов. Тут была и секция бревен, и лестница, и каменная секция вверх, и затяжной подъём-серпантин, и трамплины, и техничные съезжалки, и торчки под 30%. Словом, было всё, чтобы я прочувствовал настоящий спорт. Наши любительские XCO – это просто катание по лесным тропинкам! Элементы я конечно прикатал, но не идеально. Как смог. На все внештатные случаи у меня стоял дропер. С ним даже незнакомое можно ехать значительно уверенней. Вообще трасса в Псебае довольно хорошая. Видно, что строили её спец. техникой. Но также было понятно, что катаются на ней лишь весной и осенью. Т.е. всего пару раз в год. Когда мы приехали, серпантин в гору был заросший бурьяном. Последующие три дня на склоне не умолкали триммеры. Это наводит на мысли о нерациональности местоположения объекта.
На профессиональных гонках воду можно подавать только в тех. зоне. Иначе дисквал. И подавать могут лишь представители команды. Они дежурили с запасными колёсами, цепями и другими компонентами. В любительском спорте такого конечно же нет. Так как я представлял сам себя, я договорился с судьями, чтобы позволили поставить своего человека. Им оказался Андрей из Чебоксар, который привёз своих детей на гонку. Я объяснил ему, что делать, где и как. А дальше вновь: «В следующие 15 секунд будет дан старт» … Ребятишки его, кстати, и фотали меня, и болели! Это мне действительно помогло.

На XCO стартовали уже не так резко, но всё равно быстро. Я доехал в основной группе до каменной секции вверх (это примерно половина круга) и попал в контактную борьбу. Не имея такого опыта, я неудачно прилёг: вывалился за пределы трассы и сломал ограждение. Но быстро встал и покрутил догонять. Потерял всего 20-30 секунд. Но этого хватило, чтобы мне порядочно засветили… Дальше ехал разделку в своём темпе чуть выше порога. Спереди никого и сзади тоже. Проехал так 4 круга, и меня сняли, поскольку отстал от лидера на 80%. Тут действовало правило 80-ти %, чтобы исключить круговых. Вот и вся гонка для меня))). Остальные элементы проехал хорошо, без ошибок. Знаете, ехать спецучасток «на свежака» и на закиси - два совершенно разных процесса! После финиша я общался с Русланом Боредским (победителем гонки XCO) и Осиповым Даниилом (пятое место). Они поделились со мной любопытной информацией, которую я списком пропишу ниже.


Трамплин

Съезжалка



Тех. зона



Подъем за 30%


XCO протоколы

ФТП Руслана 360-380 Вт, при весе 66 кг (5,5 -5,6 Вт/кг).
ФТП Даниила 420-430 Вт, при весе 80 кг (5,3 Вт/кг).

ТОП 5 XCO трасс в РФ.
1) Архыз (Карачаево-Черкесия).
2) Слюдорудник (Челябинская область).
3) Юкки (Ленинградская область).
4) Псебай (Краснодарский край).
5) Все остальные официальные трассы XCO (Миасс, Чебоксары, Ижевск и т.д.).

Кантрилы частенько тренируются на шоссе, чтобы отдохнуть от байка. Но не всегда едут также быстро, как на маунтинбайке. Другая специфика.
Иметь на вооружении хардтейл и двухподвес вовсе не обязательно. Подвеса достаточно для всего. Примечание: на гонке распределение было примерно 50/50. Юниоры в подавляющем большинстве были на хардах. Юниорки тоже. У мужчин и женщин полноподвесных велосипедов было ощутимо больше.
Накат у профессиональных байкеров за сезон примерно 15 тыс. км. Это почти в три раза больше, чем у меня!

Атмосфера на профессиональных гонках очень похожа на любительскую. Просто больше дисциплины и меньше зрителей. Много детей и юниоров. Церемония награждения проходила весьма скромно и без излишней помпезности. Шампанского не было. Строго и кратко. На коммерческих гонках из этого пытаются сделать шоу. Трансляция тоже отсутствовала, но Крутилин Николай Васильевич очень хорошо освещал гонку в своем телегам-канале.

После гонок в Псебае я заехал покататься на хвалёную XCO трассу в Архыз. Тут техника вверх, техника вниз! Прогон всего один и тот - по тех. зоне. Трасса находится не в самой лучшей кондиции, но видно, что на ней катаются, поскольку частично она проложена по трейлам байк-парка «Архыз». Я прикатал основной спецучасток с брёвнами и трамплином без стола. Это было непросто сделать, так как я был один и ехал всё без примеров. Пролёт 4 метра! Затем показал видео своих прыжков сборникам, за что получил признательные лайки. Мол, не все спортсмены это проезжали, а любитель проехал!











Выводы о поездке.
  1. Чтобы гоняться с профиками на XCO надо жить по-другому. Нужно быть привыкшим к таким гонкам. Тренироваться надо не на наших лесных тропинках рядом со стрельбищем УОР, а на реально техничных и физически сложных трассах. И регулярно! Я работал над техникой в гоночном режиме лишь в Белокурихе. Два раза за весь период подготовки. Этого очень мало!
  2. В таком кантри показания мощности не важны. Боредский, например, вообще снял мощемер на сезон гонок, чтобы не отвлекаться. Использует его лишь при подготовке. Осипов в первую очередь смотрит на пульс, а мощность уже вторична. Тут важна способность долго сопротивляться лактатной агонии, быстро восстанавливаться, иметь способность пустыми ногами продавить педаль при езде по сильнопересеченной трассе вверх и дальше ловко отработать всё, что возникнет на спуске. XCO - это многократные высокоинтенсивные ускорения различной продолжительности с фазами отдыха на сложных спусках. Марафоны проще. Я бы даже сказал, любой марафон проще вот такой XCO гонки. Даже «Евразия XCM». Там нет такой скоросто-силовой, нет настолько каверзной техники. Там выходишь на крейсерскую и тянешь. А тут - совсем другое. Поэтому чем продолжительнее гонка, тем больше шансов любителю стать ближе к элите. Я проехал по мощности неплохо для себя. Лучше, чем на местных гонках. Однако мощемер это одно, а секундомер совсем другое!
  3. Надо больше тренироваться с теми, кто быстрее тебя. Тут всё логично. Когда видишь, как едут настоящие гонщики, понимаешь, что всё твоё мастерство годится лишь на хвастовство перед новичками, катастрофически далекими от горного велосипеда.
  4. Если тебе очень хочется погоняться с профиками - поезжай на «РВО Рейс» по элите. Эта гонка и представляет собой именно то, о чём мечтают некоторые профессиональные спортсмены. Тут и зрители, и много любителей, и много профиков. Организаторы сумели собрать это в одном месте. Похожим образом организован XCM Коскиярви в Лен. Области. Я собираюсь по возможности принять участие в этих марафонах. На «Евразии» тоже, кстати, бывают топовые гонщики, но в отдельную категорию их не выводят.
  5. Сильные любители и профессиональные спортсмены – это разные категории. Совсем. Я видел, как едут сильные любители на «Евразии» и ни один из них ничего такого не смог бы показать на этой гонке в Псебае. Думаю, никто бы не заехал даже в 10-ку. Всё потому, что любителю тяжело такое натренировать. Да, он может набрать 5-6 Вт/кг. Но если он не гоняется регулярно на таком уровне, то мощность реализовать не получится. Увы. Это всё равно, что посадить «типичного быстрого водителя» за руль раллийной тачки и отправить на трассу гоняться с теми, кто на ней живёт.
Пользоваться удобно - тинькофф блэк премиум читайте на howtrip.ru.