В шоссейном велоспорте групповая круговая (кольцевая) гонка, как правило по улицам города, по очкам.
В критериуме длина одного круга, как правило, составляет от одного до трёх километров, количество таких кругов - до пятидесяти. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй - 3 очка, третий - 2, четвёртый — 1. Длина круга и количество кругов в гонке может сильно варьировать (к примеру: каждый пятый круг — промежуточный финиш, двадцатый круг (середина гонки) — очки за финиш удваиваются), это определяет оргкомитет гонки и судейство. Таким образом, критериум представляет собой зрелищную динамичную гонку, изобилующую тактическими хитростями, которые видны зрителю, и требующую большой физической выносливости. Критериум напоминает групповую гонку по очкам на треке, только в критериуме может быть как индивидуальный зачет, так и командный, а на треке - только индивидуальный.
Очень часто критериум проводится после окончания
Велосипед в критериуме, как правило, имеет более высокое расположение каретки по сравнению с шоссейным велосипедом для того, чтобы была возможность крутить педали в поворотах (которых в критериуме очень много). Также, для велосипеда в этой дисциплине важна манёвренность, поскольку критериумный пелотон довольно плотный и массивный.