Пластичная смазка, смазка для подшипников. К консистентной смазке относятся: литол, солидол, тавот.
Поставляются в банках или тюбиках. Именно такими смазками надо смазывать подшипниковые узлы велосипеда, тросы и резьбовые соединения. Например, в резьбовых рулевых колонках обязательно нужно смазать внутреннюю часть штока вилки для того, чтобы вынос не прикипел и не заклинил. Также, обычно смазывается подседельный штырь и внутренняя часть подседельной трубы для предотвращения его застревания. Втулки с ножным тормозом также нуждаются в консистентной смазке, но здесь следует использовать специальные смазки, работающие при высокой температуре.
Литиевые масла
Примеры такой смазки — отечественные
Кальциевые масла
Смазки на основе соединений кальция очень хорошо прилипают к металлическим поверхностям и медленно вымываются водой, поэтому их часто используют в машинах, работающих во влажных условиях (например, на водном транспорте). Они неплохо защищают металл от коррозии, а химическая активность кальция не такая высокая, как у лития. К недостаткам кальциевых смазок относят относительно узкий диапазон температур, при котором они сохраняют свои свойства (по сравнению с литиевыми). Но для велосипеда эта характеристика масла не так важна (рабочий диапазон —
Графитовые смазки
Например, отечественное масло УССА. Графитовая пудра — сама по себе неплохая смазка, особенно для сильно нагруженных узлов. Важное преимущество смазки на основе графита — её долговечность. После того, как основа смазочного материала выработается или выгорит, графит останется внутри узла и продолжает работать. К недостаткам таких смазок можно отнести то, что они сильно пачкают всё, что с ними соприкасается.