Основное определение эксцентрика — это диск, насаженный на вращающийся вал так, что ось его вращения не совпадает с геометрической осью, для преобразования вращательного движения в поступательное. В велосипедном смысле эксцентрик изначально понимается как особый тип адаптеров для кареток, используемых в тандемах и некоторых других типах велосипедов, дающие возможность точно отрегулировать длину цепи.
На тандеме дублирующая цепь расположена между передней и задней каретками, при этом передняя каретка обычно крепится на эксцентрик — деталь цилиндрической формы с большим отверстием, смещённым относительно центра. Отверстие предназначено для установки стандартной каретки. Сам эксцентрик крепится к раме в кареточный узел увеличенного размера. Чтобы зафиксировать его подвижную часть используются стяжные болты. Иногда для фиксации применяется клиновидное крепление, аналогичное используемому в выносах.
Каретки со смещённым центром также иногда ставятся на односкоростные велосипеды, поскольку позволяют легко отрегулировать натяжение цепи без изменения положения заднего колеса. Это особенно удобно, если велосипед оснащён задним дисковым тормозом или втулкой с внутренней системой переключения передач.
Компания White Industries производит заднюю втулку со смещённой осью специально для использования с фиксированной передачей или односкоростными велосипедами без натяжителя цепи и с вертикальными дропаутами.