На раме велосипеда и иногда на рулевом выносе располагаются специальные петли, которые позволяют сложить велосипед, сделав его более компактным для хранения или перевозки. По той же причине большинство складных велосипедов оснащены небольшими 20−дюймовыми (51 см) колёсами или даже меньше. Складные велосипеды по причине своих небольших габаритов можно беспрепятственно перевозить в метро и любом другом общественном транспорте.
Складные велосипеды стоят немного дороже своих нескладываемых аналогов, поскольку содержат больше частей. Складные велосипеды более сложные по конструкции и в производстве. В связи с этим рынок этих велосипедов сильно ограничен. В качестве альтернативы складным существуют «разборные» велосипеды, рама которых разбирается на части.
Складные велосипеды российские велолюбители помнят по таким старым брендам, как «Кама», «Десна» и «Аист».
Эксплуатационные характеристики
Обычно складные велосипеды не имеют амортизаторов, но иногда устанавливаются короткоходные амортизаторы. На велосипеде может быть одна или несколько скоростей. Для того, чтобы сложить велосипед необходимо только открыть фиксатор на раме. Некоторые модели имеют складные педали и съёмные рули, что делает велосипед при транспортировке еще более компактным. Некоторые складные велосипеды легко помещаются в рюкзак или сумку. У большинства складных велосипедов есть небольшой багажник для перевозки не тяжёлых грузов.
Главное достоинство складных велосипедов заключается в том, что их удобно хранить и перевозить. Основной недостаток всех складных велосипедов - большой вес рамы и дополнительные механические узлы, которые могут выйти из строя.
Размер
У складных велосипедов как правило больше возможностей для регулировки, чем у обычного велосипеда, поскольку рамы обычно выпускаются только одного размера. Например, подседельные штыри и выносы гораздо длиннее обычных. В случае нехватки регулировок, существует ряд послепродажных компонентов для складных велосипедов, среди которых можно подобрать подходящий компонент.
Таким образом, изначально более маленький размер рамы компенсируется более длинными компонентами. Колёсная база многих складных велосипедов также не отличается от обычных велосипедов. Сейчас многие компании производят складные велосипеды на стандартных 26−дюймовых колёсах. Например, компания Montague Corporation.