В велосипедах ролики используются как для цепей, так и для тросов.
Для цепи
Ролики переключателя
Ролики задних переключателей передач — одни из важных элементов в приводе велосипеда. От их состояния существенно зависит качество работы переключения передач. При своей работе ролики подвержены довольно интенсивному износу. Средний срок их службы для горного велосипеда составляет 3000−10000 км, в зависимости от материала, из которого они сделаны, типа подшипника и условий, в которых они работают. Для шоссейных велосипедов этот срок больше за счёт эксплуатации в более щадящем режиме.
Зубчатые колеса роликов чаще всего пластиковые, реже алюминиевые. Стальные уже практически не встречаются. На недорогих роликах обычно применяются подшипники скольжения, на роликах высокого уровня — подшипники качения или керамические подшипники скольжения.
Верхний и нижний ролики немного различаются по своей конструкции, поэтому не стоит менять их местами.
Верхний направляющий ролик (англ. guide или jockey pulley):
- направляет цепь прямо на необходимую звезду кассеты, для чего он должен вращаться четко, без заеданий и заметных люфтов.
- сглаживает не очень четкую регулировку заднего переключателя, то есть имеет небольшой осевой люфт для позиционирования точно напротив звезды кассеты.
- может иметь небольшие проточки по бокам зубцов, обеспечивающие плавную и тихую работу при набегании цепи.
Нижний натяжной ролик (англ. tension pulley) обеспечивает натяжение цепи, то есть не позволяет цепи существенно провисать при езде.
Холостые ролики
Служат для:
- направления цепи вокруг изгиба (например, в большинстве которкобазных лигерадах, где цепь подходит к переднему колесу не по прямой линии);
- поддержания натяжения цепи (например, дублирующей цепи тандема);
- дополнительного направления и натяжения в механизмах успокоителей цепи, устанавливающихся на даунхильных велосипедах во избежание её соскока или хаотичного переключения между звёздами.
Для троса
Специальные ролики устанавливались на старых 3−скоростных велосипедах в качестве направляющих для тросов в месте их пересечения с подседельной трубой: как в верхней её части — от верхней трубы к верхним перьям заднего треугольника, так и в нижней — от нижней трубы к нижним перьям заднего треугольника.
В начале 90−х годов на некоторые горные велосипеды устанавливались роликовые направляющие для троса в нижней части подседельной трубы, для того, чтобы можно было подвести трос сверху к переднему переключателю с нижней тягой. Но с тех пор, как появились специальные переключатели с верхней тягой, надобность в подобных направляющих отпала.
Иногда используются роликовые направляющие троса в месте, где проходит петля рубашки к заднему переключателю скоростей. К таким аксессуарам относится Avid Rollamajig®.
Ролики также используются и для тормозных тросиков:
- Для задних консольных тормозов с центральной тягой на дамских велосипедах, где трос делает острый изгиб внизу, чтобы уйти к верхней части подседельной трубы.
- В некоторых рулевых выносах горных велосипедов: рубашка троса упирается в выступ выноса, а оставщаяся часть троса проходит через направляющий ролик к кантилеверному тормозу. Некоторые убеждены в том, что эта система представляет опасность разрыва троса в связи с увеличенной постоянной нагрузкой.
- Эксцентриковые ролики, которые иногда используются для изменения выигрыша в силе троса. В основном требуется для использования обычных тормозных рычагов совместно с консольными тормозами с прямой тягой.