Для обычных болтовых и гаечных соединений используются как правило две системы — SAE (стандарт США) и метрическая система (стандарт ISO). В системе SAE резьба определяется диаметром и количеством витков на дюйм — tpi. Например, известный размер «1/4 — 20» означает болт диаметром 1/4 дюйма и 20 витков на дюйм. Метрическая система использует параметр расстояния между двумя соседними резьбовыми витками. Например, «6 x 1» означает 6−миллиметровый болт с витками, расположенными на расстоянии 1 мм друг от друга. Этот размер часто используется для крепления тормозной системы и колодок. Размер «5 x 8» как правило используется в креплении крыльев, багажника, флягодержателя, рычагов переключения и для анкерных болтов крепления троса.
Существовала и третья система под названием BSW — British Standard Whitworth. Дюймовая резьба была предложена Джозефом Витуортом (Joseph Whitworth) в 1841. Резьба с мелким шагом называлась BSF — British Standard Fine. До 1960−х годов был британским стандартом, пока его не сменила метрическая система.
В отличие от обозначение резьбы для гаек и болтов, многие другие велосипедные компоненты могут использовать совершенно разные резьбовые системы. Например, рулевые колонки и каретки для велосипедов, сделанных в США, для велосипедов BMX и для односоставных шатунов; а также велосипеды, сконструированные в Великобритании, Франции, Италии, Швеции и велосипеды Raleigh.
Резьба каретки
Стандарт | Резьба | Резьба левой регулируемой чашки | Резьба правой фиксированной чашки | Длина корпуса | Применение и комментарии |
Британский, ISO стандарт | 1,370" X 24 tpi 1,375" X 24 tpi | правая | левая | Стандартный 68 мм, 73 мм - увеличенный | Подавляющее большинство современных велосипедов. Британский и ISO стандарты взаимозаменяемы. |
ISIS Overdrive | 48 x 1,5 мм | правая | левая | 68 мм, 100 мм | Один из новых стандартов систем увеличенного размера. |
Итальянский стандарт | 36 мм X 24 tpi | правая | правая (внимание!) | 70 мм | Итальянские и некоторые французские велосипеды класса хай-енд. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Французский стардарт | 35 мм X мм (25,4 tpi) | правая | правая (внимание!) | 68 мм | Устаревший стандарт, используемый на старых французских велосипедах. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения. |
Шведский стандарт | 35 мм X мм (25,4 tpi) | правая | левая | 68 мм | Аналогичный французскому стандарту, но с левой резьбой на правой чашке. |
Стандарт Raleigh | 1 3/8" X 26 tpi | правая | левая | 71 мм, 76 мм | Сатарый британский стандарт для велосипедов Raleighs. Как правило встречающийся на 3-скоростных велосипедах. |
Односоставные шатуны "Аштабула" | Наружная резьба на шатуне 24 tpi (большинство) 28 tpi (модели Schwinn, Mongoose) | 68 мм (2,68") ширина, 51,3 мм (2,02") внутренний размер (приблизительно) | Старые велосипеды США, BMX, детские велосипеды, велосипеды супермаркетов. В шатунах 24 tpi используется сепаратор №66 и 10 шариков 5/16". В шатунах 28 tpi - сепаратор №64 и 9 шариков 5/16". |
Совместимость кареток
Резьба корпуса каретки | Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) | Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) | Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) | Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) | Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) |
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм) | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится | Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу | |
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) | Чашки британского или ISO стандарта проваливаются | Корпус каретки итальянского стандарта гораздо большего диаметра, чем остальные. Чашки других стандартов проскакивают | |||
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплено прочно | |
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы | 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно | |
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) | Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу | 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности | Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится |
Стандарты линии цепи
Применение | Размер, мм | Примечание |
Шоссейные 2-звёздные системы | 43,5 | Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм. |
Шоссейные 3-звёздные системы | 45 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. |
3-звёздные системы на горном велосипеде | 47,5-50 | Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо. |
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач | 40,5-42 | У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм. |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 52 | В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. |
Планетарная втулка Rohloff Speedhub | 54 (58, 13 зубцов) | |
Односкоростные системы на горном велосипеде | 47,5 | Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы. |
Резьба рулевой колонки
Размер штока (внешний диаметр) | Размер патрона выноса (внутренний диаметр) | Внутренний диаметр кольца короны | Рулевой стакан, внешний диаметр | Резьба на дюйм, tpi | Примечания | |
BMX/Велосипеды с односоставным шатунами | 0,833" (21,15 мм) | 26,4 мм | 32,7 мм | 24 | Используется как правило на велосипедах с односоставными шатунами, а также на горных велосипедах старого типа. | |
Французский стандарт, 25 мм | 22 мм | 26,5 мм, 27,0 мм | 30,2 мм | 25.4 (1 мм) | Устаревший стандарт. Французские рулевые колонки, как правило, шли с запаяным концом, вместо специального выточенного паза, как во всех остальных резьбовых колонках. | Взаимозаменяемость: Эти 5 размеров вилок и рулевых колонок подходят к одному типу рам, поскольку размер головной трубы (рулевого стакана) одинаковый. |
1", ISO стандарт (25,4 мм) | 7/8" (22,2 мм) | 26,4 мм | 30,2 мм | 24 | Стандартный размер 1". | |
1", итальянский стандарт (25,4 мм) | 7/8" (22,2 мм) | 26,5 мм, 27,0 мм | 30,2 мм | 24 | Устаревших стандарт. Резьба нарезана под уклоном 55 градусов, но при этом рулевые колонки ISO или JIS стандартов могут быть установлены. | |
1", японский JIS стандарт (25,4 мм) | 7/8" (22,2 мм) | 27,0 мм | 30,0 мм | 24 | Старые велосипеды или низкокачественные китайские варианты. | |
1", стандарт Raleigh (25,4 мм) | 7/8" (22,2 мм) | 26,4 мм | 30,2 мм | 26 | Стандарт, запатентованный английской компанией Raleigh. | |
Австрийский стандарт (26 мм) | 22 мм | 26,7 мм | 30,8 мм | 25.4 (1 мм) | Высококачественные австрийские велосипеды, использующие британские и ISO стандарты. | |
Французский стандарт для тандемов 28 мм | 22 мм | 25.4 (1 мм) | Устаревший стандарт. | |||
1 1/8" (28,6 мм) | 1" (25,4 мм) | 30,0 мм | 34,0 мм | 26 | Стандарт увеличенного размера. Данный размер чаще всего используется на безрезьбовых системах. | |
1 1/4" (31,8 мм) | 1 1/8" (28,6 мм) | 33,0 мм | 37,0 мм | 26 | Обычно используется в тандемах. |
Резьба трещотки
Стандарт | Обозначение | Аналог |
ISO | 1,375" x 24 tpi | 34,92 x 1,048 мм |
Британский | 1,370" x 24 tpi | 34,80 x 1,058 мм |
Французский | 34,7 x 1 мм | 1,366" x 25,4 tpi |
Итальянский | 35 мм x 24 tpi | 1,378" x 1,058 мм |
Метрический BMX | 30 мм x 1 мм | 1,181" x 25,4 tpi |
Резьба педалей
Тип шатунов | Спецификация резбы | Аналог |
Стандартные трёхсоставные шатуны | 9/16" (0.56") x 20 tpi | 14.28 x 1.27 мм |
Односоставные шатуны (Американские) | 1/2" (0.50") x 20 tpi | 12.7 x 1.27 мм |
Французские шатуны старого образца | 14 мм x 1.25 мм | 0.55" 20.32 tpi |