Резьбовые системы

Англоязычный вариант:  Threading systems

Для обычных болтовых и гаечных соединений используются как правило две системы — SAE (стандарт США) и метрическая система (стандарт ISO). В системе SAE резьба определяется диаметром и количеством витков на дюйм — tpi. Например, известный размер «1/4 — 20» означает болт диаметром 1/4 дюйма и 20 витков на дюйм. Метрическая система использует параметр расстояния между двумя соседними резьбовыми витками. Например, «6 x 1» означает 6−миллиметровый болт с витками, расположенными на расстоянии 1 мм друг от друга. Этот размер часто используется для крепления тормозной системы и колодок. Размер «5 x 8» как правило используется в креплении крыльев, багажника, флягодержателя, рычагов переключения и для анкерных болтов крепления троса.

Существовала и третья система под названием BSW — British Standard Whitworth. Дюймовая резьба была предложена Джозефом Витуортом (Joseph Whitworth) в 1841. Резьба с мелким шагом называлась BSF — British Standard Fine. До 1960−х годов был британским стандартом, пока его не сменила метрическая система.

В отличие от обозначение резьбы для гаек и болтов, многие другие велосипедные компоненты могут использовать совершенно разные резьбовые системы. Например, рулевые колонки и каретки для велосипедов, сделанных в США, для велосипедов BMX и для односоставных шатунов; а также велосипеды, сконструированные в ВеликобританииФранцииИталииШвеции и велосипеды Raleigh.

Резьба каретки

СтандартРезьбаРезьба левой регулируемой чашкиРезьба правой фиксированной чашкиДлина корпусаПрименение и комментарии
Британский, ISO стандарт1,370" X 24 tpi 1,375" X 24 tpiправаялеваяСтандартный 68 мм, 73 мм - увеличенныйПодавляющее большинство современных велосипедов. Британский и ISO стандарты взаимозаменяемы.
ISIS Overdrive48 x 1,5 ммправаялевая68 мм, 100 ммОдин из новых стандартов систем увеличенного размера.
Итальянский стандарт36 мм X 24 tpiправаяправая (внимание!)70 ммИтальянские и некоторые французские велосипеды класса хай-енд. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения.
Французский стардарт35 мм X мм (25,4 tpi)праваяправая (внимание!)68 ммУстаревший стандарт, используемый на старых французских велосипедах. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения.
Шведский стандарт35 мм X мм (25,4 tpi)праваялевая68 ммАналогичный французскому стандарту, но с левой резьбой на правой чашке.
Стандарт Raleigh1 3/8" X 26 tpiправаялевая71 мм, 76 ммСатарый британский стандарт для велосипедов Raleighs. Как правило встречающийся на 3-скоростных велосипедах.
Односоставные шатуны "Аштабула"Наружная резьба на шатуне 24 tpi (большинство) 28 tpi (модели Schwinn, Mongoose)68 мм (2,68") ширина, 51,3 мм (2,02") внутренний размер (приблизительно)Старые велосипеды США, BMX, детские велосипеды, велосипеды супермаркетов. В шатунах 24 tpi используется сепаратор №66 и 10 шариков 5/16". В шатунах 28 tpi - сепаратор №64 и 9 шариков 5/16".

Совместимость кареток

Резьба корпуса кареткиБританский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм)Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм)Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi)Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi)Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм)
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л (34,8/34,9 x 1,06 мм)
Идентично
36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получитсяДиаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленностиДиаметр чашки немного больше, навинтить не получитсяДиаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм)Чашки британского или ISO стандарта проваливаются
Идентично
Корпус каретки итальянского стандарта гораздо большего диаметра, чем остальные. Чашки других стандартов проскакивают
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi)35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится
Идентично
Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплено прочно
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi)35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получитсяЛевая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы
Идентично
35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм)Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получитсяДиаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленностиДиаметр чашки немного больше, навинтить не получится
Идентично

Стандарты линии цепи

ПрименениеРазмер, ммПримечание
Шоссейные 2-звёздные системы43,5Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм.
Шоссейные 3-звёздные системы45Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде.
3-звёздные системы на горном велосипеде47,5-50Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо.
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач40,5-42У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм.
Односкоростные системы на горном велосипеде52В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда.
Планетарная втулка Rohloff Speedhub54 (58, 13 зубцов)
Односкоростные системы на горном велосипеде47,5Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы.

Резьба рулевой колонки

Размер штока (внешний диаметр)Размер патрона выноса (внутренний диаметр)Внутренний диаметр кольца короныРулевой стакан, внешний диаметрРезьба на дюйм, tpiПримечания
BMX/Велосипеды с односоставным шатунами0,833" (21,15 мм)26,4 мм32,7 мм24Используется как правило на велосипедах с односоставными шатунами, а также на горных велосипедах старого типа.
Французский стандарт, 25 мм22 мм26,5 мм, 27,0 мм30,2 мм25.4 (1 мм)Устаревший стандарт. Французские рулевые колонки, как правило, шли с запаяным концом, вместо специального выточенного паза, как во всех остальных резьбовых колонках.Взаимозаменяемость: Эти 5 размеров вилок и рулевых колонок подходят к одному типу рам, поскольку размер головной трубы (рулевого стакана) одинаковый.
1", ISO стандарт (25,4 мм)7/8" (22,2 мм)26,4 мм30,2 мм24Стандартный размер 1".
1", итальянский стандарт (25,4 мм)7/8" (22,2 мм)26,5 мм, 27,0 мм30,2 мм24Устаревших стандарт. Резьба нарезана под уклоном 55 градусов, но при этом рулевые колонки ISO или JIS стандартов могут быть установлены.
1", японский JIS стандарт (25,4 мм)7/8" (22,2 мм)27,0 мм30,0 мм24Старые велосипеды или низкокачественные китайские варианты.
1", стандарт Raleigh (25,4 мм)7/8" (22,2 мм)26,4 мм30,2 мм26Стандарт, запатентованный английской компанией Raleigh.
Австрийский стандарт (26 мм)22 мм26,7 мм30,8 мм25.4 (1 мм)Высококачественные австрийские велосипеды, использующие британские и ISO стандарты.
Французский стандарт для тандемов 28 мм22 мм25.4 (1 мм)Устаревший стандарт.
1 1/8" (28,6 мм)1" (25,4 мм)30,0 мм34,0 мм26Стандарт увеличенного размера. Данный размер чаще всего используется на безрезьбовых системах.
1 1/4" (31,8 мм)1 1/8" (28,6 мм)33,0 мм37,0 мм26Обычно используется в тандемах.

Резьба трещотки

СтандартОбозначениеАналог
ISO1,375" x 24 tpi34,92 x 1,048 мм
Британский1,370" x 24 tpi34,80 x 1,058 мм
Французский34,7 x 1 мм1,366" x 25,4 tpi
Итальянский35 мм x 24 tpi1,378" x 1,058 мм
Метрический BMX30 мм x 1 мм1,181" x 25,4 tpi

Резьба педалей

Тип шатуновСпецификация резбыАналог
Стандартные трёхсоставные шатуны9/16" (0.56") x 20 tpi14.28 x 1.27 мм
Односоставные шатуны (Американские)1/2" (0.50") x 20 tpi12.7 x 1.27 мм
Французские шатуны старого образца14 мм x 1.25 мм0.55" 20.32 tpi


Возврат к списку

300 видеороликов опубликовано в этой рубрике. . Запорная арматура должна соответствовать стандартам для безопасной эксплуатации.