Радиальный спицевой набор также известен, как «прямой» или спицовка«солнцем».
Опытные веломеханики используют радиальный рисунок спиц для сборки только передних колёс под ободные тормоза. В отличие от задних и колёс под дисковые тормозные системы, они не испытывают лишней скручивающей (торсионной) нагрузки от дискового тормоза и педалирования.
Но даже несмотря на это, переднее колесо с подобным рисунком испытывает чрезвычайно высокую нагрузку в вертикальном (радиальном) направлении. Вдобавок, риск разрушения фланцев втулки тем выше, чем больше количество спиц и соответственно плотность рассверленных отверстий на втулке. 32 спицы являются рекомендуемым максимумом для такого спицевого набора.
Стоит помнить, что производители втулок не покрывают гарантией фланцы, разрушенные при использовании спицовки «солнцем». Так, компания DT Swiss выпускает особую версию своих втулок Onyx и 240 именно под радиальный рисунок спицевания.
В радиальной спицовке не важно, куда обращена головка спицы: внутрь или снаружи фланцев втулки. Современная мода использует чаще всего такое положение, при котором клеймо на головке обращено к стороннему зрителю, и все измерения производятся от этого положения.
Преимущества радиальной спицовки незначительны, и самый заметный из плюсов — это внешний вид. Исследования в аэродинамической трубе не показывают
Нарушение правил сборки, некорректное натяжение спиц и неправильный выбор втулок могут привести к выходу из строя не только абсолютно новых колёс, но и колёс, поставляемых с велосипедом в базовой комплектации.
Эффект плацебо
В кругу велосипедистов известны утверждения относительно того, что радиальный спицевой набор даёт ощутимую жёсткость при езде
— …Спицовка «солнцем» делает колесо существенно более жёстким. При езде начинаешь ощущать каждую мелкую неровность своей пятой точкой по сравнению со спицовкой в 3 или 4 креста.
— Мне кажется, в этом виновато ваше воображение. В действительности, никаких изменений в упругости колеса с радиальным и крестовым спицевыми наборами не существует. Если сравниваемые колёса собраны на одинаковых компонентах, то основным их отличием будет лишь длина спиц. Спица длиной 290 мм примерно на 3% жёстче, чем спица длиной 300 мм того же типа. Учитывая то, что при ощутимом ударе колеса о препятсткие (что не характерно для шоссейных условий), спица деформируется примерно на 0,1 мм,
разница в упругости между радиальным и крестовым спицевыми наборами будет составлять 0,03 x 0,1 мм = 0,003 мм.
Толщина копировальной бумаги 0,075 мм. Если вы действительно ощущаете эту разницу во время езды по шоссе — пожалуйста, дайте мне знать, у вас чувствительность повыше той, что мы знаем из сказки Андерсена «Принцесса на горошине».
Я бы посчитал, что ваш случай — лишь розыгрыш, если бы действительно не наблюдал подобные отзывы из раза в раз. Удивительно, насколько сильно люди любят верить в невероятные вещи. Причём чем они невероятнее, тем сильнее вера.
В действительности же, толщина спиц влияет на общую упругость колеса гораздо сильнее, чем разница в длине. Но велосипедистов, обращающих на это внимание, встретить гораздо сложнее.