Понятие клиренса или просвета применяется к нескольким разным частям велосипеда.
Расстояние между покрышкой и крылом
Данный просвет определяется исключительно конструкцией рамы. Хорошо спроектированная рама предполагает установку покрышек определённой ширины (в зависимости от предназначения рамы) и, разумеется, подразумевает наличие некоторого расстояния до крыла во избежание трения.
В этом случае самой важной является точка, где передняя покрышка проходит под короной вилки, а также где задняя покрышка проходит через верхние и нижние перья рамы. Иногда существует проблема в недостаточном вертикальном просвете между протектором покрышки и мостом на верхних перьях, а также нехватка свободного расстояния до клещевого тормоза.
Исторически все трековые велосипеды изготавливались с минимальными зазорами, поскольку в этом случае используются максимально гладкие и узкие слики. В 1980−х годах шоссейные велосипеды начали заимствовать основные принципы конструкции трековых велосипедов, и в связи с этим впоследствии большинство «гоночных» велосипедов оказались с неоправданно небольшим просветом. Причиной этому являлось всего лишь слепое стремление к стилизации. В своё время, когда подобная дизайнерская болезнь достигла своего пика, велоиндустрия в целом начала приобретать болезненную тенденцию к производству довольно странных велосипедов и деталей. На велосипед с минимальным просветом можно установить клещевой тормоз только с самыми короткими рычагами. В связи с этим многие производители тормозных систем полностью переключились на производство короткорычажных тормозов, и нормальные тормозные системы просто исчезли из продажи. Производители рам и вилок, в свою очередь, подхватили тенденцию и продолжили выпуск продукции с минимальным клиренсом.
Единственный человек, работавший в компании Rivendell, Грант Питерсен (Grant Petersen), заметив нездоровую тенденцию, смог повлиять на возвращение в производство тормозных систем с более длинными рычагами.
Раму с минимальным просветом починить невозможно.
Расстояние до педали в повороте
В тот момент, когда велосипедист входит в поворот и совершает наклон в сторону, есть высокая доля вероятности зацепиться педалью за дорожное покрытие. Этот зазор зависит от нескольких параметров:
Сочетание всех указанных значений определяет, насколько сильным может быть наклон в повороте, не исключая при этом возможности кручения педалей.
Особенно важным это расстояние является для велосипедов с фиксированным приводом, поскольку подобные системы не имеют свободного хода, и педали крутятся постоянно. Кроме того, при ударе педалью о землю на фиксе, заднее колесо моментально подскакивает вверх, что может привести к падению.
Расстояние от мыска
Есть ещё один важный зазор на велосипеде — от мыска ноги велосипедиста до переднего колеса или крыла.