Наверное, самым важным открытием из всего того, что было изобретено велосипедной индустрией, была пневматическая шина Джона Данлопа.
Безвоздушные шины вот уже век как устарели,
Безвоздушные шины тяжелы и не приспособлены для больших скоростей. Они делают поездку жёсткой и плохо справляются с неровными поверхностями на скорости.
Они могут повредить колесо
Безвоздушные шины сделаны либо из эластомеров (резиноподобных материалов), либо из пеноматериалов, которые суть эластомеры с множеством воздушных пузырьков внутри. Пеноматериалы лучше, поскольку просто цельные эластомеры вообще практически не гасят удар. У этих материалов нелинейная деформация — по мере роста нагрузки амортизационный ход становится всё меньше и меньше. Прелесть пневматических покрышек в том, что их амортизационный ход практически линеен.
Из физики мы знаем, что давление обратно пропорционально объёму. Представьте себе пневматическую шину, которая поделена на множество маленьких сегментов — как будто внутри она состоит из отдельных шариков. Допустим, что толщина такой шины 4 сантиметра. Когда велосипедист садится на велосипед, шина проседает на 1 сантиметр. Значит, обьем шарика в точке контакта уменьшается на 25 процентов, стало быть, давление внутри шарика будет на 33 процента больше (1 / (1 — 0,25) = 1,33). Если велосипедист наезжает на кочку, которая сжимает шину ещё на 1 сантиметр, то объём падает ещё на 25 процентов, и давление при этом вырастает вдвое по отношению к начальному. А если при наезде на кочку наша шина сжимается на 2 сантиметра, то объём упадёт на 75% от начального, а давление при этом вырастет вчетверо!
По этому принципу и работают «безвоздушные» покрышки, использующие пенозаполнитель, поскольку их амортизационные способности идут от многочисленных воздушных пузырьков внутри эластичного материала. Причём покрышка не состоит на всю толщину из пузырьков — этот слой находится внутри, в качестве одного из слоёв такой покрышки, из чего следует, что у шины диаметром 1 дюйм пузырьковый слой и того меньше. Упругость такой шины возрастает в геометрической прогрессии по мере деформации.
Для сравнения — в пневматической покрышке весь объём воздуха используется как рабочее тело. Когда вы садитесь на велосипед, и колесо деформируется на тот самый 1 сантиметр, общий объём шины уменьшается на доли процентов. Таким образом давление внутри шины практически не меняется при любой деформации, что дает возможность гасить практически любые удары ходом во всю толщину шины.
У безвоздушных шин, впрочем, есть свои применения. Они неплохо справляются там, где либо скорость мала, либо поверхности очень ровны.