Барабанный тормоз представляет собой устройство, состоящее из колодок, шарнирно установленных на оси колеса, которые в рабочем положении контактируют с внутренней поверхностью колёсной втулки, обеспечивая торможение колеса. Управление устройством может осуществляться через полую ось. Это самый надёжный тормоз, так как все его детали хорошо защищены от внешних воздействий, а площадь контакта колодок с барабаном может быть достаточно большой. Однако этот тормоз сложнее в изготовлении, так как все его детали необходимо конструировать и изготавливать самостоятельно.
При креплении колеса на вращающейся оси, усилие к которой подводится внутри корпуса, тормозные колодки можно устанавливать не внутри, а снаружи тормозного барабана.
Барабанный тормоз приводится в действие вручную при помощи тормозного рычага.
Подобная тормозная система широко используется в автомобилях и мотоциклах, но довольно редкая в велоиндустрии ввиду её чрезмерно большого веса.
Барабанный тормоз в основном устанавливают в качестве части фрикционной системы торможения на тандемах.