Принято считать, что это явление крайне опасное, поскольку ведёт к полной потере контроля над управляемостью. Это действительно так, но к счастью, не применимо к велосипеду.
На твёрдом сухом покрытии (асфальт, бетон) сцепление шин обуславливается взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями дорожного покрытия. При смачивании покрытия водой сцепление шин уменьшается весьма заметно, что объясняется образованием водяной плёнки с частицами пыли и грунта. Водяная плёнка разделяет трущиеся поверхности, тем самым ослабляя взаимодействие шин и покрытия.
При движении по мокрой дороге образуется водяной клин — вода, выдавленная из под колеса в процессе движения. По мере увеличения скорости движения увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет — шина всё больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость движения достигает критического значения и между шиной и покрытием образуется сплошной слой воды - автомобиль теряет контакт с дорогой и становится неуправляемым. Это явление и называется аквапланированием.
Велосипедистам, к счастью, повезло — аквапланирование не применимо к велосипеду, поскольку скорость движения велосипеда недостаточно высокая, а пятно контакта — недостаточно широкое. Также, давление в велосипедных шинах слишком высоко для возникновения аквапланирования.
В принципе, даже для автомобилей аквапланирование не является серьёзной проблемой в сравнении с авиацией. Наиболее часто это явление наблюдается при приземлении самолёта на мокрую
Скорость (в узлах) = 9 x квадратный корень из давления шин (в psi)
Ниже приведена таблица результатов, основанных на этой формуле:
Давление в шинах | Скорость, при которой возникает
аквапланирование, миль/ч | Скорость, при которой возникает
аквапланирование, км/ч | |
PSI | Бар | ||
120 | 8,3 | 113 | 183 |
100 | 6,9 | 104 | 167 |
80 | 5,5 | 93 | 149 |
60 | 4,1 | 80 | 129 |
40 | 2,8 | 66 | 105 |
Страх перед аквапланированием зачастую заставляет велосипедистов покупать покрышки с менее эффективным рисунком протектора вместо использования сликов.